О ПУБЛИКАЦИИ СТАТЬИ Н.И. КОСТОМАРОВА «ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЮЖНОРУССКОГО НАРОДНОГО ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА»

О ПУБЛИКАЦИИ СТАТЬИ Н.И. КОСТОМАРОВА «ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЮЖНОРУССКОГО НАРОДНОГО ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА»

Знаменитый русский историк Н.И. Костомаров, который был знаком с нашим великим земляком И.С. Тургеневым, известный в литературных кругах своей разносторонностью,  часто обращался не только к историческим материалам, но и к фольклорной теме, особенно связанной с Малороссией.  

В нескольких номерах журнала «Беседа» за 1872 год (ОГЛМТ, фонд Редкой книги) мы находим подробные исследования Н.И. Костомарова по данному вопросу.

«Песня всегда близка к жизни; народный человек выражает ею то, что у него на душе в данную минуту; он принимается за песню потому, что она подходит к тому, что он чувствует, а чувствует он всегда то, что вызывается у него явлениями действительной жизни», — пишет историк (кн.  IV, стр. 7).

Во введении к циклу статей о южнорусском народном песенном творчестве учёный повествует о сказаниях, сказках, легендах, загадках, поговорках и пословицах, заговорах и заклинаниях, преданиях, песнях, выражающих фантазию народа, его ум, верования, память.

Н.И. Костомаров подробно рассказывает о символике животных, растений, подчёркивая то, что «природа является в этих песнях с глубоко-древним символическим и мифическим характером»(кн.  IV, стр. 23).

Приведём несколько любопытных примеров.  В разделе о символике животных автор пишет о мифах древней Греции, ведических гимнах Индии, русской,  малорусской и галицкой песенности.

Большое место занимают песни из Малороссии, в том числе – свадебные. В них упоминаются различные птицы-символы: кукушка – «добрый гений человека, всеведущая прорицательница» (кн. IV, стр. 7); соловей – символ веселья, удовольствия; воробей – символ молодца; селезень и утка – жених и невеста; чайка – «аллегорическое изображение Малороссии» (стр. 48).

Не менее интересна символика растений: роза – «по песенному мировоззрению, это прекраснейший цветок на свете» (кн.VIII, стр. 5); калина – символ женственности, «порхание пташек по ветвям калины – ухаживание молодцев за девицей»; берёза означает замужнюю женщину-мать; липа в одной песне «изображается утопающей и просит помощи у дуба, но дуб говорит, что пусть ей помогает клён, потому что он живёт с ней» (стр. 33); дуб «означает мужчину, преимущественно молодца» (стр. 33); с  клёном сравнивается казак, ухаживающий за девицей; виноград – «символ девического состояния, молодости, а также весёлости и благоденствия» (стр. 39);  верба в песнях – «символ сборищ и свиданий, что вполне сообразно с бытом, так как это дерево растёт не только в огородах, но и в сёлах, на улицах, при дворах, при плотинах – везде, где бывают сборища» (стр. 46).

Мята, шалфей, фиалка, лебеда – «символы девственности, строгости нравов, женской неподатливости, удаления от любви, разлуки и одиночества» (кн. VI, стр. 5); «сажание барвинка – символический образ приготовления к браку» (стр. 19); любисток, ромашка, розмарин, лилия, крокус, петрушка, пастернак – любовные зелья; мак – символ красоты и нарядности; хмель – «символ волокитства, разгула, непостоянства» (стр. 33); хлебные растения – «признаки довольства и благосостояния» (стр. 35).

Статьи Н.И. Костомарова всегда привлекают внимание читателей неординарностью, разнообразием и интересом к различным областям науки и литературы, за что его труды высоко ценил И.С. Тургенев.

 

Автор: Научный сотрудник фондов ОГЛМТ – С.Д. Симеонова.