25 января, день, отмеченный сразу двумя событиями – это день св. Татьяны, известный как Татьянин день, и день российских студентов, т.к. именно в этот день в 1755 г. по указу Елизаветы Петровны был основан один из старейших университетов России – Московский Государственный университет имени Ломоносова. Поэтому неслучайно сотрудники музея Грановского предлагают сегодня вспомнить имя русского историка-медиевиста – Тимофея Николаевича Грановского, который был знаменитым лектором Московского университета 19 века и кумиром для студенческой молодёжи своего времени.
Можно сказать, отдельной страницей в истории университета является имя профессора всеобщей истории Тимофея Николаевича Грановского, лекции которого в 1840-е годы собиралась слушать вся Москва. Слушатели его лекций отмечали их яркий язык и продуманность. Они были настолько содержательны, понятны и логически выстроены, что приобретали форму художественного произведения и, вследствие этого, ещё более понятны. Некоторые современники даже упрекали Грановского в том, что его лекции слишком художественны для учёных трудов. Но у профессора была своя точка зрения на преподавание истории, которую он ярко выразил в речи на торжественном собрании Московского университета 12 января 1852 года: «Одно из главных препятствий, мешающих благотворному влиянию Истории на общественное мнение, заключается в пренебрежении, какое историки обыкновенно оказывают к большинству читателей. Они, по-видимому, пишут только для учёных, как будто История может допустить такое ограничение, как будто она по самому существу своему не есть самая популярная из всех наук, призывающих к себе каждого». Действительно, Грановский стремился вывести историческую науку за рамки учёности и сделать её доступной для любого! Этому и были посвящены его публичные лекции, которые он несколько раз читал в стенах Московского университета. Они собирали широкие слои общества: здесь были студенты, люди науки, военные, старики и даже дамы всех возрастов!
Грановский «воспитывал на своих исторических построениях, на уроках, даваемых ходом истории». Воспитывающий потенциал истории он видел в том, что история является своеобразной «копилкой», сохраняющей всё о прошедшем для последующих поколений. Это «собрание нравственных опытов человеческого рода», «практическое училище мудрости и добродетели». В истории прошедшее, настоящее и будущее находятся в постоянном взаимодействии.
Сотрудники Дома Т.Н. Грановского предлагают всем желающим окунуться в «копилку» прошлого и принять участие в он-лайн проекте «Он жил и думал историей», в основе которого лежит исторический опросник.
Идея опросников возникла ещё в середине XIX века в Англии, как салонная игра, смысл которой состоял в том, чтобы ответить на несколько вопросов в «Альбоме для записей мыслей и чувств». Эта игра, которая помогала узнать внутренний мир человека, его взгляды, быстро распространилась по всей Европе, в том числе и в России. Участие в опросниках принимали разные известные личности, но наиболее популярно имя французского писателя Марселя Пруста. Именно он дал наиболее интересные и оригинальные ответы, вследствие чего опросник и вошёл в историю под его именем – «Опросник Марселя Пруста». Вопросник Пруста содержал от 25 до 30 вопросов и некоторые из них были исторического характера.
В основе проекта «Он жил и думал историей» мы положили идею самого опросника Пруста и некоторые вопросы, связанные с историей. И дополнили их своими вопросами. Наш исторический опросник содержит 10 вопросов, отвечая на которые каждому участнику придется окунуться в багаж своих исторических знаний, а возможно и пополнить его чем-то новым для себя! Немного порассуждать, пофилософствовать, углубиться в некоторые моменты истории, ведь историческое знание, как отмечал Грановский, является непременным для всякого образованного человека, независимо от его специальности и рода деятельности!
Проект будет реализовываться на официальных страницах музея в соц. сетях и предполагает участие в небольшом историческом опроснике, содержащем вопросы, связанные с историей России, всеобщей истории. Он направлен на то, чтобы привлечь внимание современного поколения к истории, которую ещё Грановский стремился вывести за рамки учёности! Ответы участников с их фотографиями будут размещаться на официальных страницах в соц. сетях. Будем рады участию всех желающих! Присылайте свои ответы на почту granovskij2021@yandex.ru
Исторический опросник:
- Интересует ли вас историческое прошлое России?
- Любимая героиня / герой в истории (история России, всеобщая история)?
- Исторические персонажи, к которым вы относитесь отрицательно (история России, всеобщая история)?
- Какой момент в военной истории вы цените больше всего (история России, всеобщая история)?
- Реформа, которую вы цените особенно высоко?
- Какие периоды в истории России особенно интересны для вас (история Россия, всеобщая история)?
- Какими достижениями в России, по вашему мнению, можно гордиться?
- Какие события в истории России вызывают у вас горечь и стыд?
- Кого из историков вы оцениваете выше других?
- Является ли история учительницей жизни? Почему?
Уважаемые участники опросника! Вы можете отвечать на вопросы в масштабах истории России и всеобщей истории (по своему усмотрению). Ваши ответы могут быть как лаконичными, так и развернутыми, с пояснениями (4-5 предложений).