На пересечении улиц Панчука и 2-й Пушкарной сохранился один из самых красивых старинных домов нашего города (дом № 64 по ул. Панчука). Этот дом принадлежал владельцу нескольких питейных заведений купцу 2-й гильдии Григорию Николаевичу Ильманину (Ельманину — в архивных документах часто встречается и такое написание фамилии). К дому был пристроен магазин, в котором производилась торговля бакалейными товарами и продажа спиртных напитков. Сохранилась дверь, когда-то в него ведущая. А во дворе дома и сейчас можно видеть старый подвал, в котором хранились многочисленные запасы винно-водочной продукции. Над входом в дом видна ажурная резьба с инициалами хозяина.
Жил в этом доме Григорий Николаевич со своей женой – Марией Федоровной и дочерями: Александрой, Анной и Евдокией. Младшая дочь купца считалась местной красавицей и не знала отбоя в женихах. Не исключено, что юный Леонид Андреев тоже был ею увлечен. Пушкари всегда стояли «за своих девок горой» и чужих к ним близко не подпускали. В рассказе «На реке» Андреев так описывает дикие нравы Пушкарной слободы: «<…> в третьем году у одного телеграфиста гитару на кусочки разломали, а самого чуть струной не удавили». Главного героя в рассказе Андреева тоже сильно избили за «ильманинскую Дашу, и он две недели пролежал в больнице».
Реальных прототипов имели и герои пасхального рассказа Леонида Андреева «Баргамот и Гараська». Местный городовой Лесковский Ерофей Васильевич жил по соседству с семьей Андреевых и был хорошо известен автору. Пушкари побаивались его, но и уважали, т.к. был он для них человеком «при власти», солидным и степенным. Ну а «Гарасек» на Пушкарных и сейчас хватает. В доме купца Ильманина местные жители могли приобрести винно-водочные изделия не только «на вынос», но и «на разлив», т.е. выпить, как бы сейчас сказали, сразу не отходя от кассы. В связи с этим, дом всегда находился под пристальным вниманием «блюстителей порядка» и был постоянным объектом наблюдений местного городового.
В рассказе Леонид Андреев с юмором описывает встречу двух главных героев, которая произошла на углу 2-й Пушкарной и улицы Панчука. Именно здесь, «на своем обычном посту», и стоял «городовой бляха № 20» Бергамотов Иван Акиндиныч, прозванный «пушкарями» Баргамотом.
«Баргамот с высоты своего роста, презрительно скосив губы, смотрел на Гараську. Никто ему так не досаждал на Пушкарной, как этот пьянчужка. Так посмотришь, — в чем душа держится, а скандалист первый на всей окраине. Не человек, а язва. Пушкарь напьется, побуянит, переночует в участке – и все это выходит у него по-благородному, а Гараська все исподтишка, с язвительностью. <… > Станет под окнами кого-нибудь из наиболее почетных лиц на Пушкарной и начнет костить, без всякой причины, здорово живешь. <… > Самого Баргамота Гараська ругал так фантастически реально, что тот, не понимая даже всей соли Гараськиных острот, чувствовал, что он обижен более, чем если бы его выпороли».
В 1989 году произошел забавный случай. На 2-й Пушкарной решено было провести праздник улицы, где должны были принять участие и актеры орловского драмтеатра, изображающие героев рассказов Леонида Андреева. Пока народ собирался, актер в костюме и гриме Гараськи решил отдохнуть и улегся прямо у дороги на зеленой травке. Его вид и бессвязные монологи, которые тот, репетируя, произносил вслух, были, видимо, настолько достоверны, что привлекли внимание сержанта милиции, и актера чуть было не забрали в участок. Правда, в конце концов, все удалось выяснить, и дружный смех помирил «бродягу» и стража порядка. Сюжет произведения Андреева ровно через 100 лет повторился на том же самом месте.
Впервые рассказ был опубликован в газете «Курьер» 5 апреля 1898 года. Предложение написать для «Курьера» пасхальный рассказ Андреев получил от секретаря редакции газеты И.Д. Новика. В дневнике Леонид Николаевич вспоминал, что «после некоторого утюженья, отнявшего от рассказа значительную долю его силы, [он] был принят, но без всякого восторга, что казалось мне вполне естественным, ибо сам я о рассказе был мнения среднего <…>. Нельзя поэтому передать моего удивления, когда я являюсь на Фоминой в Суд и редакцию и там только и слышишь «Баргамот и Гараська» (заглавие рассказа). Говорят, что рассказ украшение всего пасхального номера. Там-то его читали вслух и восхищались, здесь о нем шла речь в вагоне жел<езной> дороги. Поздравляют меня с удачным дебютом, сравнивают с Чеховым и т.п. В три-четыре дня я поднялся на вершину славы». Дату публикации этого рассказа Леонид Николаевич Андреев считал началом своей литературной деятельности.
«Баргамот и Гараська» один из самых известных рассказов Леонида Андреева. Он интересен не только взрослым, но и детям. Главный художник орловского театра кукол Жмакина Любовь Евгеньевна сделала и подарила Дому Леонида Андреева прекрасных кукол, изображающих главных героев этого рассказа.