«Писателем я стал от путешественника, от любви к природе и человеку», — говорил известный детский автор и вместе с тем крупнейший философ Михаил Пришвин. Действительно, безграничная любовь к своей стране еще на заре его творчества повела Пришвина по пути странничества – он стал писать о природе различных уголков нашей безграничной родины, ее быте и этнографии, не обойдя своим внимательным взглядом «ни одного друга своего, ни одной травинки, ни одного колоска, ни пташки певчей, ни зверюшки». Этот свой художественный метод писатель позже назовет «родственным вниманием».
География поездок М.М. Пришвина обширна. Ему довелось побывать на Севере, в Карелии и Лапландии, на берегах Белого и Балтийского морей и в Хибинских горах, в степях Средней Азии и в Закавказье, в тайге и тундре, на Дальнем Востоке в Уссурийском крае. Никакие трудности не могли остановить страстного путешественника, искателя небывалого, охотника за словом. В своих походах он пользовался самыми разнообразными способами передвижения: пешком, верхом, на лодке, где возможно – на пароходе. Вместе с охотниками и рыболовами разделял трудности их жизни: бури, морскую качку, холодные светлые зори, крутые подъемы у горного хребта, темные ущелья, неприступные скалы.
Еще в начале 20 столетия Пришвин получил признание как ученый, этнограф, фольклорист, создавший «художественную географию» нашей страны. За свою первую книгу «В краю непуганых птиц» он был избран почетным членом Российского географического общества и награжден серебряной медалью. А в наши дни именем Пришвина названы озеро в бассейне реки Северная Ассара и горный хребет на Кавказе, неподалеку от сочинской Красной поляны.
М.М. Пришвина считают создателем особого литературного жанра – «путевого очерка». Но для самого писателя странствия имели не только узкое научное, этнографическое или краеведческое значение. Они создавали основу для оригинальной и глубокой этико-философской концепции: «Путешествие, — писал он, — ценно не так тем, что оно обогащает человека новым знанием, как тем, что открывает глаза на близкое… Когда много ходишь, пространство становится эфирным… как будто слушаешь сказку мира: в некотором царстве, в некотором государстве…»
Ст.науч. сотрудник музея писателей-орловцев Абинякина Т.В.