В старой части Орла, рядом со зданием гимназии, где учился Лесков, и церковью Михаила Архангела, окрестности которой стали местом действия произведений писателя, в июне(11)1981 года открыт памятник. Навсегда Лесков поселился вместе с героями своих произведений: «Левша», «Очарованный странник», «Леди Макбет…», «Тупейный художник», «Соборяне». Все они связаны с малой родиной их создателя.
Памятник установлен в честь 150-летия со дня рождения Н.С. Лескова. Авторы памятника — заслуженный художник РСФСР Ю.Г. Орехов, лауреат премии Ленинского комсомола Ю.Ю. Орехов, заслуженные архитекторы РСФСР В.А. Петербуржцев и А.В. Степанов. Они работали над созданием памятника в течение трех лет. Но им помогали увлеченность темой и редкое единодушие в решении пространственно-пластического строя монумента.
Место для памятника выбрано неслучайно — это церковь Михаила Архангела (2-половина 19 века), в которой Лесков не раз бывал вместе со своими родителями. Она упоминается в его произведениях: рассказах «Юдоль» и «Несмертельный Голован», очерке «Дворянский бунт в Добрынском уезде». Недалеко и здание нелюбимой им гимназии, в которой Николай Семёнович учился. Здесь же протекает и Орлик – река детства писателя. По ней можно прийти к месту, где прошли ранние детские годы Лескова, к Дому-музею писателя. Рядом с памятником и мост, по которому Лесков ходил на службу в Орловскую Уголовную палату.
На колоннах герои произведений писателя. Вот праведники из знаменитого романа «Соборяне» — протопоп Савелий Туберозов, отец Захарий, дьякон Ахилла. Протопоп Савелий Туберозов: «…высок ростом и тучен… Волосы его густы, как грива матёрого льва». Савелий постоянно выступает против несправедливости, и, в конце концов, бунтаря отрешают от сана и подвергают заключению при губернской консистории.
Отец Захарий Бенефактов: «воплощённая кротость и смирение…» Он изображен с закрытыми глазами. Его жизнь есть сон — слепое преклонение перед религией. Дьякон Ахилла Десницын: «Роста Ахилла огромного, силы страшной, в манерах угловат и резок, но при всём этом весьма приятен». Он поднял перст в небо и словно спрашивает: «Где правда в жизни?»
А вот и тульский мастер — косой Левша. Он изображен в минуту наивысшего подъема — подковывает блоху. Рядом с ним самовар, молот и наковальня. Это говорит о том, что в Туле живут мастера на все руки.
Извивается в огненном танце молодая цыганка Грушенька, с любовью, опершись на гитару, смотрит на нее Иван Северьянович Флягин. Он Орловский крепостной мужик графа Каменского, его отец служил конюхом у графа и Флягин с детства очень любил лошадей. Это человек, который очарован жизнью, очень любит жить, чуток ко всему прекрасному. Вот почему произведение Лескова так и называется «Очарованный странник». Флягин — один из положительных героев Лескова, праведников. В конце своей жизни он приходит в состояние страха за свой народ и готовности умереть за него.
Есть здесь и героиня самого страшного очерка Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» купчиха Катерина Львовна Измайлова. Она изображена в грубой арестантской одежде, подпоясанной веревкой; стоит у позорного столба. Так авторы памятника наказали её за те преступления, которые она совершила ради любви к приказчику Сергею.
Вы можете видеть и героев известного рассказа Лескова «Тупейный художник». Так в 19 веке называлась профессия гримера и парикмахера. Крепостной художник Аркадий готовит к выходу на сцену крепостную актрису театра графа Каменского Любовь Анисимовну. Она оценивает его работу в зеркальце. Ей очень нравится и грим, и прическа.
Памятник стал и данью уважения Николаю Семеновичу Лескову, и овеществлением, воплощением духа почитания литературного таланта, царящего на Орловщине.