«Юной соименнице моря…»
Подарок Максимилиана Волошина.
Выдающийся поэт и художник, философ и критик Максимилиан Александрович Волошин значительную часть жизни провел в Крыму, в Коктебеле, который считал колыбелью своего таланта. «Коктебель, — говорил Волошин, — я постепенно осознал как истинную родину моего духа. И мне понадобилось много лет блужданий по берегам Средиземноморья, чтобы понять его красоту и единственность».
Дом Волошина в Коктебеле, который поэт начал строить в 1903 году, задумывался им в виде корабля: площадки и лестницы изображали соединённые трапами палубы, а в башне находилась художественная мастерская. Этот «корабль» фактически стал первым в России домом творчества – в нём Волошин принимал по 500-600 человек за лето.
Из 22-х комнат дома более 15 отводилось для гостей. За проживание никакой платы не взималось, но гости участвовали в ведении общего хозяйства. В те годы, когда приезжих было очень много, Волошин размещал их даже на втором этаже, часто уступая свои владения. Хозяин мог уступить гостям даже свою мастерскую, не оставался пустым и чердак. Дом в Коктебеле стал поэтической меккой, которая притягивала творческих людей со всей России. Здесь гостили Марина Цветаева, Валерий Брюсов, Михаил Булгаков, Викентий Вересаев, Максим Горький, Осип Мандельштам, Петр Кончаловский и многие другие незаурядные личности.
Здесь, в Крыму, по-настоящему раскрылся талант Волошина художника. Живописец-самоучка оказался талантливым акварелистом. Свой Коктебель он, однако, писал не с натуры, а по собственному методу законченного изображения, благодаря которому из-под его кисти выходили безукоризненные по форме и свету виды Крыма. «Пейзаж, — говорил Волошин, — должен изображать землю, по которой можно ходить, и небо, по которому можно летать, то есть в пейзажах должен ощущаться тот воздух, который хочется вдохнуть полной грудью…».
Летом 1927 года в доме Максимилиана Волошина в Коктебеле гостил орловский писатель Иван Алексеевич Новиков со своей женой Ольгой Максимилиановной и приемными детьми – Мариной и Ростиславом. Марина Николаевна Новикова-Принц, ставшая обладательницей одной из акварельных работ Волошина, оставила поэтичные воспоминания об этой поездке, о Доме в Коктебеле, и о самом Максимилиане Волошине. «Летом 1927 года, — пишет она, — в моей жизни произошло два события: я впервые увидала поэта Волошина и Черное море. Море было сказочно-синим, гигантским и неспокойным. При дневном ярком свете на фоне окружающей природы, Макс меня просто поразил своей необычайностью. Казалось, коктебельская природа создала поэта по своему образцу и подобию: круглый, как хорошо отточенный морем камень, пепельные кудри, перехваченные бархатной лентой, напоминали облака над морем в суровую погоду, которые как бы присели на его голову. Глаза – зеленовато-серые, такого цвета нередко бывает море, как я убедилась, наблюдая за его изменчивыми красками… Самое же удивительное, что профиль Макса был как бы высечен, выветрен ветрами в уступах горы Карадага, обращенной к морю…
В поэтичнейшей мастерской Макса, наполненной всякими диковинками, — продолжает Марина Николаевна, — происходили ежедневно литературные чтения… Во время этих чтений Макс рисовал свои акварели, сидя за низким столиком. Акварели он дарил отъезжающим с надписями. На прощанье Волошин подарил каждому из нас по акварели с подобными надписями…
Интересно отметить, что каждая из этих акварелей очень соответствовала внутреннему рисунку каждого из нас…».
В Музее писателей-орловцев представлены все четыре акварели Максимилиана Волошина, подаренные им И.А. Новикову и членам его семьи. На акварели, подаренной М.Н. Новиковой-Принц изображены горный пейзаж и утренняя коктебельская бухта. Вот как описывает доставшийся ей этюд сама Марина Николаевна: «Утренняя коктебельская бухта, перистые нежные облачка, светлые желтоватые горы, светлое голубое небо. Все вокруг – прозрачное, юное». А в углу — автограф-посвящение Марине Николаевне Новиковой-Принц, характеризующий девушку: «Марине – юной соименнице моря. Привет от Коктебеля. Максимилиан Волошин».