Пришвин, как настоящий народный сказитель, своим творчеством создает для нас оригинальную «сказку-быль». Она рождается из фактов реальной действительности и не требует выдумки – сказочного волшебства. Его поэтическая — «сказочная» — проза совершенно не выходит за пределы нашей жизни, потому что именно в самом обыкновенном и будничном писатель видит всю полноту сказочного – возвышенного и прекрасного. Его творческая «кладовая» постоянно пополняется от общения с народом, с любым встреченным им на пути знакомым или незнакомым человеком.
Рассказ Пришвина «Вася Веселкин», посвященный деревенским ребятам из села Дунино, тоже развился из подлинного происшествия. При этом сам Вася Веселкин, который действует во многих его произведениях, — это вымышленный человек. Это собирательный образ положительного героя, в которого Пришвин вкладывал лучшие черты современного человека.
А дело было так. Однажды Михаил Михайлович гулял по берегу Москвы-реки со своей спаниелькой Норой. Как известно, спаниель – это охотничья собака, работающая по водоплавающей дичи. В это время по реке плыло стадо домашних гусей, принадлежащих одному местному колхознику. Все знали, что водить водоплавающую птицу в этих местах запрещено – это водоохранная зона, снабжающая столицу чистой водой. Но бывали случаи, когда закон этот кто-нибудь нарушал. Так и произошло.
Норка по бездумной собачьей простоте, завидя гусей, бросилась за ними вплавь по реке. На берегу в кустах сидел сын хозяина гусей, у которого в руках оказалось ружье. Увидев Нору, преследующую гусей, он прицелился в собаку. Пришвин, онемев от ужаса, стоял на берегу. Еще момент – и дробь попала бы в Норкину голову. Но при выстреле кто-то вдруг ударил по руке стрелявшего, и ружье дало промах. Собака писателя была спасена. Михаил Михайлович услышал даже слова, которые крикнул спаситель его любимой собаки: «Гуси в запретной зоне!». Голос был детский.
Этот случай подробно записан в дневнике Пришвина как сюжет для будущего рассказа. Его запись заканчивается словами: «Ударение рассказа: кто был этот неизвестный спаситель?». Рассказ этот был написан, и мы все помним, как писателю вместе со школьным учителем пришлось пойти на хитрость, чтобы разыскать этого скромного и благородного мальчика. В благодарность за спасение собаки в рассказе писателя Вася Веселкин становится счастливым обладателем любимой пришвинской книги «Всадник без головы».
На самом же деле человек, который отвел руку с ружьем, так и остался неузнанным. Пришвин решил сделать своим героем обычного школьника, «стыдливого, застенчивого в своем добром деле и бесстрашного в отстаивании правды», Васю Веселкина, который до последнего момента скрывает свою роль в этом добром деле – роль заступника за полезный закон и спасителя невинного животного.
Наблюдая за людьми, Пришвин постоянно открывает себе неиссякаемые сокровища в душе, как он говорит, «простолюдина» или «обывателя». Писатель удивляется ему и преклоняется перед достоинством человека, естественного, близкого к природе, прислушивается, присматривается к нему, тревожась, что такой человек, вытесняемый городской культурой, все реже попадается ему на пути.