5 февраля 1953 года М. М. Пришвин довольно широко отметил свой 80-летний юбилей. По этому случаю был проведен целый цикл мероприятий, посвященных этой дате. Михаил Михайлович принимал в них самое непосредственное участие. Писатель подготовил к выпуску юбилейный сборник лирических миниатюр «Весна света», сделал ряд публикаций в детские периодические издания: «Мурзилка», «Пионерская правда» и других, выступал на творческих вечерах и встречах в Литературном музее и Союзе писателей СССР. В дневнике Пришвина находим много записей об этом памятном дне:
«5 февраля. Морозный (– 25°) и солнечный день. Мне сегодня минуло 80 лет, и вечером в Союзе праздновали мой юбилей.
Можно сказать уверенно (…) все были на нем, как единый человек… Я нашел в себе силы просидеть три часа, не поддаться ни малейшему волнению и выступить спокойно перед микрофоном. Мне казалось, будто я уже и пережил подобного рода волнения, но со стороны говорили, что я вел себя, как человек, сознающий свое достоинство…».
В юбилейные дни лучшие живописцы и фотохудожники Москвы А. Кириллов, В. Молчанов, И. Тункель и другие создавали портреты Михаила Михайловича для торжественных мероприятий и просто на память. В дневниках писателя сохранилось много записей об искусстве фотографии, которой Пришвин страстно увлекся в 20-е годы и занимался ею до конца своих дней, сделав фотографию своеобразной «записной книжкой» в своей творческой лаборатории. Эти записи интересны не только с исключительно фотографической точки зрения, но и с точки зрения свободного взгляда писателя на искусство, творчество, свою собственную жизнь. Фотограф В.С. Молчанов, оформлявший выставку Пришвина в Литературном музее и создавший ряд слайд-фильмов о творчестве писателя, вспоминал:
«Наступил 1953 год. Наш музей готовился к 80-летнему юбилею Пришвина. Я ездил к нему в Лаврушинский переулок для отбора негативов к его выставке. Пришвин встретил меня радушно, и у нас сразу же завязался оживленный разговор. Много говорили с ним о фотографии. На мой вопрос: «Как вы относитесь к цветной фотографии?» — он ответил: «Я не люблю ее. Цветная фотография передает все цвета одинаково, а вот художник видит по-своему и передает их по-своему. Цветная фотография дальше от настоящего искусства, чем обычная».
Известный фотохудожник И.Р. Тункель к юбилею М.М. Пришвина создал замечательный портрет писателя для журнала «Огонек». На этой фотографии Пришвин сидит за столом в своем кабинете в Лаврушинском переулке, а рядом с ним – любимая собака Джали (Жалька), которая с огромной любовью смотрит на своего хозяина.
Исаак Рувимович Тункель родился в 1912 году. Можно с уверенностью утверждать, что он всю жизнь был фото — художником, хотя и работал в прессе, главным образом, в таком оперативном издании, каковым являлся журнал «Огонёк».
В начале своей фотографической карьеры он создавал портреты. Не просто снимал, а именно создавал. В тридцатые годы минувшего века ему принадлежало фотоателье на Кузнецком мосту в Москве. Это было самое престижное место для фотографа, там начинали или продолжали свою деятельность многие московские мастера. Портретистом Тункель был особенным: в день делал один, от силы два портрета, причем стоили они весьма недешево, и, тем не менее, на очередь к нему всегда была запись, что свидетельствовало о его большой популярности.
Работал он так: первым делом усаживал клиента в уютное кресло, садился напротив и начинал беседу. Расспрашивал о том, о сем, разглядывал собеседника, жевал губами — эта привычка у него сохранилась на всю жизнь и выражала высшую степень сосредоточенности. Потом просил подождать его, куда-то уходил и возвращался — иногда не так скоро — с каким-нибудь предметом — веточкой, цветком, игрушкой или чем-то еще, давал его в руки своему объекту, либо украшал его им. И потом снимал, а вспомогательный предмет совершенно не обязательно попадал в кадр. Но внутренний мир человека на снимке был предельно раскрыт.
Фотография М.М. Пришвина, выполненная И. Тункелем, получилась очень художественной. Она сделана в Москве, в квартире писателя в Лаврушенском переулке. Пришвин сидит за своим письменным столом с резными украшениями в виде мифических существ. Он одет в черный полосатый пиджак, белую рубашку и галстук с диагональными полосами. Писатель запечатлен за работой – он вычитывает свою рукопись. У его ног любимая собака – ирландский сеттер Джали (по-домашнему – Жалька). «Наконец, появилась у нас Джали, или Жалька, — вспоминала Валерия Дмитриевна. — Мы раньше выбрали имя при чтении «Собора Парижской богоматери» (так звали козочку Эсмеральды), а после уж приобрели щенка.
Пришвин очень любил эту свою последнюю в жизни собаку, называл ее своим самым большим и настоящим другом: «Что может быть чище и человечней того чувства, с каким утром, вставая с постели, человек встречается с любимой собакой или каким-нибудь другим любимым животным? Частица этого самого чувства была на моем вечере; из этого материала создалась наша встреча. И сейчас, беседуя с Жалькой, я чувствую себя, как на вечере», — писал он в своем дневнике на следующий день после шумных юбилейных торжеств.