С конца 1890-х гг. Иван Алексеевич Бунин часто бывал в Одессе, где познакомился с художниками, членами «Товарищества южнорусских художников»: Евгением Иосифовичем Буковецким, Петром Александровичем Нилусом, Владимиром Павловичем Куровским. С ними Бунина долгие годы связывала крепкая дружба.
Бунин начал бывать на обедах Евгения Иосифовича Буковецкого, «который, будучи состоятельным человеком, устраивал пиршества, но приглашал только мужчин. Обеды были еженедельно, по четвергам, На них было весело, шумно, непринужденно; стол у Буковецкого отличался тонкостью и своеобразием, – рыба подавалась до супа. Буковецкий, изысканный человек, умный, с большим вкусом, старался быть во всём изящным. Он писал портреты». (В.Н. Муромцева-Бунина. «Жизнь Бунина»).
Евгений Буковецкий «был выше среднего роста, изящный, в меру худой, с правильными чертами лица, с волнистыми каштановыми волосами. Он обладал очень хрупким здоровьем, в молодости страдал сильнейшими мигренями и пролеживал в темной комнате по несколько дней сряду», — так описывает художника жена Ивана Алексеевича В.Н. Муромцева-Бунина.
Бунин близко сошелся с Буковецким, ему нравился ум Евгения Иосифовича, оригинальность его суждений, меткость слов. С Буковецким всегда было интересно. Он умел занимать свою модель, и это не мешало ему писать. Работал Буковецкий в своем большом двухэтажном доме, где у него была огромная мастерская с мольбертами, подрамниками и несколькими портретами. Вера Николаевна Муромцева-Бунина вспоминала: «У него на самом верху дома была прекрасная мастерская, устланная коврами, с удобной мебелью и огромным окном над тахтой. В этой студии было много икон, которые он собирал». В этом особняке была и картинная галерея с произведениями хозяина и местных художников.
Буковецкий жил один, кроме писания портретов и ежедневной игры на рояле по вечерам, ничем больше не занимался (в Одессе у него был доходный дом, и П.А. Нилус, его близкий друг, вел все его дела).
Графический портрет Бунина Евгений Буковецкий создал в 1900 году в Одессе. Иван Алексеевич изображен погрудно, одет он в белую рубашку с галстуком-бабочкой и темный костюм.
Это первый прижизненный портрет писателя. На лацкане пиджака можно рассмотреть своеобразный автограф художника, ниже поставлена дата – 1900. Лицо Ивана Бунина, по словам Нилуса, «тонкое, артистичное», действительно обращает на себя внимание.
Все то время, что Иван Алексеевич Бунин жил в Одессе, он приходил на встречи с художниками. Там он читал свои и чужие произведения, читал прекрасно и просто. Петр Александрович Нилус вспоминал: «Бунин отдавал друзьям весь свой смех, всю свою молодую радость…»
Автор: Научный сотрудник Корнеева И.В.