«Мода времен Тургенева»
(Новая выставка в Орловском объединенном государственном литературном музее И. С. Тургенева)
… Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Орловская общественность более полувека отстаивала заповедное место в Орле, известное как Дворянское гнездо. Наконец, как будто удалось добиться начала реставрационных работ в доме Калитиных — «в том доме, где нежная грезила Лиза». В преддверии создания нового культурного очага Орловский музей И. С. Тургенева осуществляет ряд проектов по изучению культуры дворянских усадеб XIX века, столь поэтично воспетых великим лириком русской прозы.
Выставка «Мода времен Тургенева» — один из таких проектов. Попытка увидеть дворянский костюм конца XVIII-XIX веков глазами Тургенева, пожалуй, предпринимается впервые. Как оказалось, Тургенев выступает подлинным бытоописателем эпохи золотого века русской культуры. Со страниц тургеневской прозы глядят на нас дамы и кавалеры екатерининского времени, стройные красавицы и изысканные денди царствования Александра Благословенного, романические героини 30-х-40-х годов, высокомерные модницы в кринолинах 60-х, чопорные дамы в турнюрах 70-х. Повсюду у Тургенева наряд героев наполнен сложным содержанием: в нем прочитываются и история героя, и его характер, и отношение к нему автора.
Чего стоит, например, описание платья властной соблазнительницы Полозовой в повести «Вешние воды»: «На ней было шелковое розовое платье «глясе» […] и по крупному бриллианту в каждом ухе». Заметим, что ткань «глясе» меняет свой цвет: это своеобразная ткань-хамелеон; она характеризует даму как лицедейку, погубившую главного героя.
Одним словом, наряд у Тургенева в какой-то мере отражает его отношение к «вечно женственному» началу, перед которым он преклонялся как влюбленный юноша.
Наша выставка должна языком капризной моды передать нюансы пристрастного внимания поэта к прекрасной даме. Такой она была задумана, но от замысла до воплощения, как говорится, «дистанция огромного размера». Где найти образцы различных стилей давно прошедших эпох? Провинциальный музей, увы, таким богатством в полной мере не располагает. Пять платьев из своей бесценной коллекции любезно согласился предоставить известный историк моды А. Васильев. На помощь также пришли коллеги из Государственного исторического музея, которые предоставили на выставку предметы одежды и обихода конца XVIII-XIX веков, Театральный музей им. А. А. Бахрушина передал во временное пользование платья корифеев русской сцены: М. Г. Савиной, Г. Н. Федотовой, М. М. Плисецкой. Это подлинные произведения искусства. Между прочим, платье М. М. Плисецкой было сшито знаменитым французским кутюрье Пьером Карденом специально для балерины, исполнившей главную роль в фильме-балете «Фантазия» по мотивам повести И. С. Тургенева «Вешние воды» (реж. А. Эфрос). Не говоря уже о том, что фонды Орловского музея Тургенева и орловские старожилы внесли свою лепту в формирование выставки, которая откроет Год литературы в Орле.