Знаменитый «певец природы», М. Пришвин, всегда был неравнодушен к искусству. Он был очень музыкальным человеком (в юности прекрасно пел и играл на мандолине). Писатель с наслаждением слушал классическую музыку, неплохо разбирался в живописи, любил оперное искусство и балет. Пришвин часто бывал в Московской консерватории и на спектаклях в Большом театре. Среди людей искусства у него было немало истинных друзей и почитателей. Он был хорошо знаком с великолепным певцом Ф.И. Шаляпиным, дружил со знаменитым дирижером Е.А. Мравинским и другими. А незадолго до своего ухода из жизни Пришвин познакомился с замечательной балериной, народной артисткой СССР – Ольгой Васильевной Лепешинской. Причем это знакомство состоялось при весьма трагических обстоятельствах. А дело было так.
7 ноября 1953 года Лепешинская танцевала балет «Красный мак», неудачно прыгнула и сломала ногу. Из-за того, что ее партия была основной, балерина не могла уйти со сцены и дотанцовывала со сломанной ногой. После спектакля она оказалась в той же больнице, что и Пришвин, на одном с ним этаже. Писателю же сказали, что мол «привезли старую балерину со сломанной ногой».
«Мне было действительно за тридцать», — вспоминала, улыбаясь, Лепешинская. — Это был очень тяжелый перелом. Мне было очень плохо. Врачи очень осторожно, издалека готовили меня к тому, что, вероятно, мне придется менять свою профессию. И мне кажется, что Михаил Михайлович это понял, почувствовал. Он сам был болен неизлечимой болезнью. И мне кажется, он знал об этом. Михаил Михайлович приходил ко мне, садился у изголовья, и мы беседовали. Говорил он со мной о природе, об искусстве, как о любви.
Как-то он помирил меня с самой собой. Я точно ему не могла ответить, что я больше всего люблю – природу, музыку или танец. И вот он мне сказал: «А вот представьте себе, что вы сидите на веранде (я думаю, что он сразу представил себе веранду, дом в Дунине, который так любил), и вот, сидите вы на веранде, прошел дождь, вышло солнышко, пригрело. Капельки стали, как бы танцуя, с ветки на ветку, с листика на листик падать вниз, и вы бы слышали, как капельки падают на землю. Вот вам – природа, музыка и танец. А потом Валерия Дмитриевна увезла Михаила Михайловича домой, и, когда я уже стала ходить, я к нему приходила».
Ольга Васильевна часто бывала у Пришвина в Лаврушинском переулке. Они очень подружились. Михаил Михайлович сидел в своем кабинете за письменным столом, а рядом – его чудесная собака Жалька. Балерина усаживалась прямо на полу и с удовольствием играла с Жалькой, несмотря на то, что нога была еще сильно забинтована. В своем дневнике Пришвин с большой любовью отзывался о новой знакомой: «Приезжала Лепешинская… Сама – капелька, а глаза сверкают издали, как ледники в горах, а в душе, как увидишь, начинается оттепель, и кажется, будто сам знал ее и она была всегда». А когда вышла его новая книга «Весна света», Пришвин тут же послал ее Ольге Васильевне с поэтической надписью. Он даже задумал написать о балерине рассказ «Роковой прыжок». Но осуществить свой замысел не успел. Вскоре писателя не стало.
Ольга Лепешинская приехала проститься с Пришвиным, с трудом вырвавшись из санатория, где продолжала лечение, и стояла на панихиде в Союзе писателей в больничной пижаме и брюках. По признанию балерины, Пришвин вошел в ее жизнь как очень близкий и дорогой человек, как замечательный русский писатель, который «был, есть и будет всегда».
Автор: Ст. научн. сотрудник Музея писателей-орловцев: Абинякина Т.В.