Весна набирает обороты, но самоизоляция не позволяет насладиться этим чудесным временем года. И мы решили частично компенсировать эту утрату фотографиями нашего города Орла весной. И в преддверии Пасхи хотелось бы вспомнить о тех замечательных храмах, которые описывает Николай Семенович Лесков на страницах своих произведений. Сам писатель вспоминает в своей автобиографической заметке: «Ездил я домой в год три раза: на летние каникулы, на святки и на страстной недели с пасхой. При этой последней побывке мы с отцом всегда вместе говели, — что мне доставляло особенное удовольствие, так как в это время бывает распутица и мы ездили в церковь верхом».
1. Богоявленская церковь построена в кон.17в. нач. 18 в. Деревянная церковь построена в 1642-46 гг. как церковь Богоявленского мужского монастыря, существовала здесь до 1680 года (затем построена каменная). Монастырь перенесли, а церковь осталась. С 1962 по 1993 в ней располагался кукольный театр.
«…А маменька отзываются:
— На что ему часы?
— Чтобы время знать.
— Ну…он еще млад…их заводить не сумеет…На улице слышно, как на Богоявлении и на Девичьем монастыре часы бьют».
«Незнакомый рассказывает, что он был уже у Богоявления и там дьякона слушал…»
Н.С. Лесков. Грабёж.
2. Ахтырская (Никитская) церковь строилась с 1773 по 1786 гг. Орловским купцом К.С. Пастуховым на месте деревянной Никитской церкви, существовавшей с 17 века. Первоначально эта церковь была кладбищенская, а в 1786 году кладбище было перенесено, и церковь стала приходской.
«Когда я жил в Орле, в дни моего отрочества, расписывали церковь Никития, и я ходил туда любоваться искусством местных художников, то один из таковых, высоко разумея о своем даровании, которое будто бы позволяло ему «одним почерком написать двенадцать апостолов», что будто ему раз один церковный староста дал десять целковых на шабашку, чтобы он поставил в аду на цепь к Иуде Смарагда, и что он будто бы это отлично исполнил. «Сходства, говорит, лишнего не вышло, а притом все, однако, понимали, что это наш Тигр-Ефратович».
Н.С. Лесков. Мелочи архиерейской жизни.
«…Дьякон нам хороший в приход нужен, а у вас, говорят, есть два дьякона с голосами: один у Богоявления, в Рядах, а другой на Дьячковой части, у Никития…»
Н.С. Лесков. Грабёж.
«Отличный был домик в О-е у Силы Иваныча Крылушкина. Домик этот был деревянный, в два этажа. С улицы он казался очень маленьким, всего в три окна, а в самом деле в нем было много помещения; но он весь выходил одною стороною в двор, а двумя остальными в старый густой сад. Домик этот стоял в глухом переулке, у Никития, за развалинами огромного старинного боярского дома, в остатков которого помещалось духовное училище, называемое почему-то «Мацневским». Это было у самого выезда, по новугорской дороге».
Н.С. Лесков. Житие одной бабы.
3. Успенский мужской монастырь построен 1693 году. С 1820 года резиденция орловских епископов.
«У меня на этой Монастырской слободе жил один мой гимназический товарищ, сын этапного офицера, семья которого мне в детстве представлялась семьею тех трех праведников, ради которых господь терпел на земле орловские «проломленные головы»…
В кромешном аду, который представляла собою орловская Монастырская слободка, уютный домик этапного офицера и его чистенький дворик представляли самое утешительное и даже почти сносное место».
Н.С. Лесков. Мелочи архиерейской жизни.
«…но когда Никодим вскоре после этого умер и был погребен под церковью, то пошла явная речь от прежнего его погребенного там епископа (кажется, Аполлоса). Прежде отшедший епископ был недоволен новым соседством и, ничем не стесняясь прямо говорил: «Возьмите вон отсюда это падло, душно мне с ним». И даже угражал, что если «падло» не уберут, то он сам «уйдет и в другом городе явится». Это многие люди слышали. Как, бывало, пойдут в монастырь ко всенощной и, отстояв службу, идут назад, им и слышно: стонет старый архиерей: «Возьмите падло». Всем очень желалось, чтобы заявление доброго покойника было исполнено, но не всегда внимательное к нуждам народа начальство не выбрасывало Никодима, и явно открывавшийся угодник всякую минуту мог «сойти с двора».
Н.С. Лесков. Несмертельный Голован.
«Прежде всего он писал Туберозову письмо из губернского города и в этом письме, вложенном в конверт, на котором было надписано: «Отцу протоиерею Туберозову, секретно и в собственные руки», извещал, что, живучи в монастыре, он отомстил за него цензору Троадию, привязав его коту на спину колбасу с надписанием: «Сию колбасу я хозяину несу» и пустил бегать с этою ношею по монастырю».
Н.С. Лесков. Соборяне.