Среди произведений Н.С. Лескова кинематографисты до 1970-х годов чаще всего обращались к рассказу «Тупейный художник», иногда совмещая его сюжет с сюжетом «Сороки-воровки» А.И. Герцена. В силу того, что оба эти произведения созданы на основе событий реально происходивших в орловском крепостном театре графа С.М. Каменского. В произведении прослеживается судьба двух молодых людей, наделённых душой и талантом, в крепостном обществе конца XVIII – начала XIX веков, где человеческая личность сама по себе не значит и не стоит ничего.
Таковым был фильм «Сорока-воровка» (1958 г.) режиссера Наума Трахтенберга.
Наиболее глубоким прочтением первоисточника является фильм «Драма из старинной жизни» (Киностудия «Лентфильм» 1971 г. режиссер Илья Авербах).
Почувствовать эпоху и особую ауру фильма позволяет музыка, в ней свежо и неожиданно звучать старинные инструменты – орган и клавесин.