От начала и до конца высидел на публичных лекциях Т.Н. Грановского и А.С. Хомяков. Алексей Степанович Хомяков (1804-1860 гг) – русский поэт, художник и публицист, богослов, философ, один из идеологов славянофильства.
Своими впечатлениями он делится в письмах 1843-1844 гг. к А.В. Веневитинову: «Лучшим проявлением жизни московской были лекции Грановского. Таких лекций, конечно, у нас не было со времён самого Калиты… Впрочем, я его хвалю с тем большим беспристрастием, что он принадлежит к мнению, которое во многом, если не во всем, противоположно моему. Мурмолка (вероятно, ты знаешь, что это такое) не мешает нам, мурмолконосцам, хлопать с величайшим усердием красноречию и простоте речи Грановского. Даже П.В. Киреевский, прославившийся, как он сам говорит, неизданием русских песен и прозвищем великого начальника земли Русской, даже и он хлопал не менее других. Ты видишь, что крайности мысли не мешают какому-то добродушному русскому единству. Все это бесстрастно. Не то, что у вас в Питере, где мысль, если когда проявится, — гневлива, как практический интерес».
В другом своем письме Хомяков добавил: «Одно только явление истинно оживило нынешнюю Московскою зиму: лекции Грановского об Истории Средних Веков. Профессор и чтение достойны лучшего Европейского университета, и, к крайнему моему удивлению, публика оказалась достойною профессора. Я не ожидал ни такого успеха, ни такого глубокого сочувствия о развитии человеческих судеб и человеческого ума».
Отзыв, несмотря на всю восторженность, неожиданный, ибо исходит от Хомякова, прославленного противника Грановского, который был в Москве главою и признанным лидером западников и рассматривал лекции свои как факт общественной борьбы.
В свою очередь, сам историк, одаренный «удивительным тактом сердца» и неспособностью дотронуться «грубо или неловко до тех «волосяных», нежных, бегущих света и шума сторон, которые есть у всякого человека, жившего в самом деле» позволил себе оставить лаконичный отзыв своему оппоненту: «Его обширной образованности, его многосторонним дарованиям нельзя отказать в признательности».
А вот, пожалуй, одна из самых красноречивых характеристик А.С. Хомякова принадлежит другу и единомышленнику Грановского А.И. Герцену: «Ум сильный, подвижный, богатый средствами и неразборчивый на них, богатый памятью и быстрым соображением, он горячо и неутомимо проспорил на всю жизнь. Боец без устали и отдыха, он бил и колол, нападал и преследовал, осыпал остротами и цитатами, пугал и заводил в лес, откуда без молитвы выйти нельзя, — словом, кого за убеждение – убеждение прочь, кого за логику – логика прочь. <…> Необыкновенно даровитый человек, обладавший страшной эрудицией, он, как средневековые рыцари, караулившие богородицу, спал вооруженный. Во всякое время дня и ночи он был готов на запутаннейший спори и употреблял для торжества своего славянского воззрения все на свете – от казуистики византийских богословов до тонкостей изворотливого легиста. Возражения его, часто мнимые, всегда ослепляли и сбивали с толку.
Хомяков знал очень хорошо свою силу и играл ею; забрасывал словами, запугивал ученостью, надо всем издевался, заставлял человека смеяться над собственными верованиями и убеждениями, оставляя его в сомнении, есть ли у него у самого что-нибудь заветное».