Из книги В.Д. Пришвиной «Путь к слову»:
«Трех родных братьев и сестру Пришвин потерял довольно рано – все они умерли от тифа. Александр в 1911 году. Николай, Сергей и Лидия в годы гражданской войны.
Пришвин пишет: «Вот странная семья: все братья и сестра хотели семьи, болели этим желанием, и никто не создал ее. И сами между собой безо всякой причины отдалялись, отдалялись и умерли в разных углах, ничего не зная друг о друге, не справляясь».
Судьбы братьев и сестры Михаила Михайловича свидетельствуют о характерах ярких и необычных. Натуры сложные, мятущиеся, ищущие, они не могли смириться с обыденностью, жили с устремлением к высокому идеалу, но не смогли воплотить его в своей жизни. Михаил Михайлович понял внутренний смысл жизни, тайну личности каждого из них.
«… Саша – какой-то артист по природе своей, которого нравственная Дуничка сделала доктором. Есть целый класс таких людей».
В брате Александре мы видим очень близкие Михаилу Михайловичу черты – художественное призвание и мечту о большой любви.
Вот история его драмы. Александр был не удовлетворен жизнью, семьей; в конце жизни он сошелся с красивой женщиной, медсестрой, прозванной в семье из ревности Марухой (слово, распространенное на Орловщине, означает «разлучница»), и уехал с ней. Вскоре он смертельно заболел и вернулся к покинутой жене – так он ей и обещал – умирать. А Маруху нашли мертвой в овраге, она тут же покончила с собой, как узнала о его кончине. Это была трагедия, так она была и пережита Михаилом Михайловичем.
«У меня брат умер, и причиной смерти его считаю отчасти и себя. Он умер от сыпного тифа. По свидетельству врачей, роковой исход его болезни зависел от поселившейся в душе его нравственной борьбы, обессилившей его нервную систему… Когда он принимал решение оставить семью, то решил посоветоваться со мной, единственным человеком, с которым он мог посоветоваться. Я ему сказал так: «Если эта женщина для тебя будет Марией, то иди».
Дальше размышления Пришвина продолжаются так: «Мария Николаевна (Марфа) – это жизнь, которую Саша не мог осилить, всю привести в движение, всю одухотворить. Ему понадобилась легенда, творчество, и та женщина это все ему обещала. Он хотел променять жизнь на легенду. Женщина – это только материальное выражение духа…».
В судьбе Александра нам открывается один из основных мотивов жизни самого Михаила Михайловича – поиск большой любви. Оба брата стояли в молодости около одного и того же: смысл любви к женщине включал и вопрос роста личности как нового рождения собственной души».