Рождественско-новогодние традиции европейского средневековья.
Мы находимся в преддверии самых волшебных праздников, которые с нетерпением ждут не только дети, но и взрослые – это Новый год и Рождество! С этими праздниками связывают свои надежды и заветные желания, к ним готовятся заранее, не жалея потраченных денег и времени, ведь все прекрасно знают истину: как Новый год встретишь, так его и проведёшь!
И сегодня сотрудники музея историка-медиевиста ТН. Грановского предлагают вам небольшой исторический экскурс в новогодние и рождественские традиции средневековья. Тем более, что многие современные традиции этих праздников берут свои корни из прошлого. Одни дожили до нашей эпохи, другие исчезли совсем или поменяли своё назначение.
В Средние века Новый год и Рождество не были такими значительными праздниками как сегодня. Более значительным было Благовещение – день, когда Дева Мария забеременела. Следующим значимым праздником была Пасха. А вот Рождество называли малой Пасхой. Была главная Пасха и две малых – Рождество и Пятидесятница (Троица). В эти дни населению запрещалось работать. Можно было лишь заниматься празднованием и сопутствующими этому домашними делами, т.е. приготовлением угощений. А чтобы женщины не забывали об этом, существовал обычай украшать колеса прялок в домах живыми цветами.
Средневековое Рождество содержало в себе довольно много языческих обрядов, проводившихся раннее у греков, римлян и языческих народов Запада. Поэтому церковь пыталась противостоять этому, желая обратить народные обряды в христианское празднество. Одним из верных способов этого стало увеличение церковных служб в это время, а также устроение церковных зрелищ – «мистерий» из жизни Иисуса Христа.
Мистерия (от латинского ministerium – церемония) – один из жанров европейского средневекового театра, основанный на религиозных сюжетах из Библии или Евангелия в виде живых картин. Первый известный обряд-мистерия появился в Европе в XI в. под названием «Поклонение пастырей», представлявший собой драматическое произведение, посвящённое рождению Спасителя. Накануне праздника, роскошно украшенные и освещённые тысячами свечей, храмы были переполнены молящимися. Перед их взором представало «вертепное действие», предполагавшее импровизированные ясли, образы-статуи Девы Марии и Младенца Иисуса, Вифлеемских пастырей, небесное ангельское воинство и, конечно же, пение гимнов в стихах («Слава в вышних Богу…», «Будь благословенна, Царица Неба»).
Основой подобных рождественских мистерий являлся вертеп, олицетворяющий собой пещеру, в которой согласно Священному Писанию, родился Иисус Христос, а участниками, безусловно, были монахи и певчие церковных хоров. Поэтому подобное представление получило название, как «живой вертеп». Позже, примерно с XVI века, стали появляться кукольные рождественские мистерии, в разных странах известные под своими названиями: «шопка», «вертеп», «батлейка».
И в наши дни эта средневековая традиция не забыта: в храмах ставят вертепы, украшая их цветами и хвойными ветками, и любой может зайти в храм и поклониться Богомладенцу Христу.
Одной из распространённых современных рождественских традиций является хождение ряженых по домам. Нарядившись в красивые костюмы, ряженые в канун Рождества ходят по домам, славят рождение Христа, поют и танцуют, получая взамен щедрые угощения от хозяев дома. А вот в средние века существовало несколько традиций подобного рода: джулебуккинг и вассайлинг. Обе они имеют языческие корни происхождения, но разные формы исполнения.
Вассайлинг в переводе означает «быть в добром здравии». В средневековье вассайл имел форму взаимного обмена между феодалом и его крестьянами. Он предполагал предоставление феодалом еды и питья крестьянам в обмен на их благословление и доброжелательность. Впоследствии эта практика нашла отражение в традиции, когда группа людей ходила в канун Рождества по домам соседей, славя пением Христа, исполняя рождественские гимны в обмен на подарки.
Близкой вассайлингу является скандинавская традиция джулебуккинг (julebukking). В период между Рождеством и Новым годом люди в костюмах и масках (джулебуккеры) ходили по домам соседей, которые должны были определить, кто находится под масками. При этом джулебуккеры распевали рождественские песни и получали взамен угощения. Как только личности под масками становились известны, а угощения съедены, джулебуккеры отправлялись в следующий дом, вновь повторяя ритуал и продолжая праздник!