Во многих художественных произведениях отечественных писателей 19-20 веков можно увидеть собирательный образ провинциального города.
А ведь она, провинция, каким – то чудом сохранилась до сих пор. Это все те же извилистые улочки, деревянные и каменные купеческие дома, усадьбы, старинные ремесла, гостеприимство жителей, увлекательные большие и маленькие истории и легенды городков, монастыри, небольшие музеи. И время наше также делит жизнь на столичную и провинциальную.
А. П. Чехов одним из первых показывает типичный уезд средней полосы России. Мы видим «… фасад дома с террасой. Одно окно открыто. Перед террасой широкая полукруглая площадка, от которой в сад, прямо и вправо, идут аллеи». Здесь, как и в ряде других произведениях автора главный персонаж (Николай Иванов), переживает целый комплекс чувств, связанный именно с провинциальной жизнью. У Чехова здесь мы увидим – «пустоту», «утомление», «лень».
Вот, например, герой произносит: «Дома мне мучительно тяжело! Как только прячется солнце, душу мою начинает давить тоска. Не спрашивай, отчего это. Я сам не знаю. Клянусь истинным Богом, не знаю. Какая тоска! Здесь тоска, а поедешь к Лебедевым, там еще хуже; вернешься оттуда, а здесь опять тоска, и так всю ночь… Просто отчаяние.»
У Б. Кустодиева есть картина, которая так и называется «Провинция». Мы видим никуда не спешащих горожан в выходной теплый осенний день. Ясная погода, жители спокойно гуляют, сидят на лавочках, вместе с ними прогуливаются и коровы, на тротуаре около афиши собрались городская знать и купцы, неспешно идут с довольным видом кумушки в разноцветных платках. А еще – уютно и заманчиво зажглись витрины булочных и кондитерских с «всякими пирожными».
Как же, наверное, там хорошо.
Еще одна картина художника, мимо которой трудно пройти, не упомянув ее, – «На террасе», 1906.
Мы видим здесь семью, которая собралась на чаепитие возле дома теплым осенним вечером. Родственники пьют чай, дует легкий ветерок, слегка колышется занавеска, няня держит за ручки малыша. Семья неспешно наслаждается общением на свежем воздухе, здесь же – самовар, летние фрукты на столе.
В музее писателей-орловцев можно увидеть фотографию «Семья Зайцевых в Калужской губернии». Как- то незримо она связана с картиной «На террасе», здесь все тот же уютный семейный круг, стол, ветви деревьев.
Борис Константинович уделяет немало внимания описанию жизни дворянской интеллигенции, проводящей свои дни в постепенно угасающих дворянских усадьбах, описанию городской жизни.
В декабре 1925 года в письме к Г. И. Радченко Борис Константинович Зайцев напишет:
«Я, Борис Константинович Зайцев, живу в Париже, уже два года (2, rue BeIIini, Paris (15).
…В настоящее время пишу книгу лирико-философских (с оттенком беллетристики) очерков – заметок «Странник». А также повесть «Атлантида» (о довоенном ушедшем – русская провинция 90- х годов).
«… Шинель реального училища, фуражка с золотыми листиками, ранец за плечами, двор снежный, вкусный зимний воздух, и калитка, тротуары занесенные, знакомые дома, знакомые сугробы, и знакомая, такая безысходная, и жгучая тоска. Где свет, солнце и радость? И к чему все? Вечно будут серые дома, заборы, галки и учителя, труды, волнения, вот эти сумрачные утра, острые снежинки…
Розовый корпус в саду, один за другим тянутся ученики, вороны носятся над заснеженными кленами».
* * *
«Обходится ли старый город русский без Садовой? Или без Дворянской, без Московской?
Разумеется, все это есть и в Калуге. За Садовой, на просторной площади, оцепленной мещанскими домишками, где летом иногда коровы ходят, откуда виден дальний бор за речкой Ячейкой, – на площади, сейчас снегами занесенной, – дощато-красный «городской театр.
Картины провинции всегда присутствуют в творчестве Бориса Константиновича Зайцева.
Орловско-Тульский-Калужский край Б. Зайцев называл «Тосканией нашей российской». Он стал для писателя «олицетворением России».
Природа провинции – неотъемлемая черта творчества писателя, это воздух, краски, звуки и ароматы.
«Сад невелик – скорее всего, даже палисадник. Но в нем старые липы. В их тени стол, белая скатерть, самовар, стаканы, чашки – все в пестро-золотых солнечных пятнах. А за изгородью уже улица, широкая улица села Устов, по которой утром и вечером гоняют стадо…».
Можно заметить, что с начала 19 века на страницах русской классики писатели активно используют описание вымышленного города. Этот прием используется для иллюстрации типичной русской жизни в провинции. И у Лермонтова, и Тургенева, и у Достоевского, Салтыкова – Щедрина, Гоголя можно увидеть город NN. Вспомним Гоголя: «Город никак не уступал другим губернским городам: сильно била в глаза желтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных. Дома были в один, два и полтора этажа».
Провинция наших русских писателей, такая разная и в чем-то похожая. И разговор об этом мы еще продолжим.