Сегодня мы поздравляем всех с Днем знаний, с новым учебным годом!
Уважаемые педагоги! Дорогие ребята! Родители!
Школа дарит радость ежедневных открытий, знаний и самосовершенствования. В школе человек впервые постигает красоту мира, становится гражданином и патриотом. Как известно, широкую дорогу к просвещению, познанию проложили прославленные писатели-орловцы.
Мое советское детство любезно оставило воспоминание: чтобы много знать, быть грамотным – надо много читать. Читать лучшее, классическую литературу! Классика – наука мудрая. Мы, ее служители, точно знаем. Без классики ни-ку-да! Как она помогает в учебе! Знают все, что учиться не так и просто, как может показаться на первый взгляд. Но каждый образованный и воспитанный человек должен быть образован в главном: знать свой родной язык! И совсем не важно, где он учится, работает, живет. Оказывается, столько возможностей изучать язык, не прилагая особых усилий.
Уважаемый читатель! Не волнуйтесь! Представляем не учебное пособие. Не надо садиться за стол, приступать к занятиям. Экзаменовки, тестирования тоже не будет! А вот с литературными музеями уроки русского языка могут быть увлекательными, содержательными, глубже и понятнее. Давайте учить родной язык, читая интересные книги, и конечно, классиков- орловцев.
Читать творчески! Вы почувствуете красоту, точность и «живописность» русского языка. Откроете неисчерпаемые его возможности, «вооружитесь» даром слова и даже обретете … друга.
В книге, языке, творчестве настоящего друга видел известный писатель, педагог по призванию Михаил Пришвин. Нужно искать только эти встречи. Любовь к языку изменила жизнь писателя. Он отправился в молодые годы на Север, чтобы быть среди народа, слышать его язык, записывать сказки, поверья. «Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский», — говорил М.М. Пришвин. Он верил, рассчитывал на бережное отношение потомков к русскому языку. Пришвин очень хотел, чтобы дети росли образованными, «вдумчивыми». Сам он был человеком беспокойным. Особенно его волновало то, как живут дети: совсем маленькие и кто подрос. Какие вопросы себе задают, о чем мечтают? Любят ли учиться, читать, чтобы как можно больше знать?
Вернемся к известной книге М. Пришвина, которую хорошо бы снова открыть и взрослым. Это сказка-быль «Кладовая солнца». Мы поздравляем книгу с 75-летием (1945 г.). Произведение было закончено в июне 1945 года. С этой повестью Пришвин принял участие и победил в конкурсе Министерства просвещения РСФСР «На лучшую книгу для детей». В том же году «Кладовая солнца» была напечатана в журнале «Октябрь» (1945, № 7).
Писатель гордился тем, что «Кладовая солнца» вошла в школьные хрестоматии, стала живой частью детской культуры. Пришвин просто и проникновенно поведал истории о детях-сиротах, «думающей» и «говорящей» природе. Конечно же в книге много размышлений автора о войне и победе, которая в момент действия повести в 1942 г., была только надеждой.
По словам Пришвина, действующим лицом в повести является и родной язык. И сегодня книга пленяет разнообразием выразительных средств, стала настоящим путеводителем по русскому языку. Так, автор непринужденно объясняет читателю старые понятия, которые встречаются на каждой странице: «сторожка», «палестинка», «елань»… Каждая фраза, всякое слово имеет значение, смысл, «смыслиночки».
Признайтесь себе, что читая Пришвина, перестаешь считать язык скучным, сложным и учить его не только полезно, но и интересно.
«Знаю, на это мне скажут учителя всего мира, что им надо учить языку детей и у кого же лучше можно им самим поучиться, как не у писателя! Да и правда!» (М.М. Пришвин).
Ст. научный сотрудник Орловского объединенного государственного литературного музея И.С. Тургенева Селеверстова Л.Н.