После удачного сватовства проводились смотрины невесты. Смотрины невесты – демонстрация просватанной девушки жениху и его родне – могли называться «смотри», «смотренье», «поглядушки» и т.д. Все знали, что невестка, будущая хозяйка дома, должна быть «и пряха, и ткея, и жнея, и в дому обиходна, и к людям уцлива, и мужу повинна, и свекрови починна». При выборе невесты богатство её семьи не имело большого значения: «Не то богатство, куда идешь, а то что сам наживаешь».
Смотрины считались крайне необходимыми, если парень никогда не видел девушку, а решение за него было принято родителями.
Итак, вместе со знатоком народной культуры XIX в. А.В. Терещенко мы отправляется на смотрины в Орловскую губернию: «На следующее утро все готово в доме невесты, чтобы принять жениха, его родителей, родню свою и знакомых. Убранная девушка, как можно лучше, сидит в заднем углу. Дверь в избе запирают крепко-накрепко. Сват, приехав с женихом, походит к избе, но, заметив, что дверь заперта, начинает стучать. «Кто там?» — спрашивают из избы. «Проезжие, добрые люди». – «Что надо?» — «Впустите обогреться, сбился с дороги». – «А откуда проезжие?» Здесь сват пускается в сказки и присказки, по которым судят о достоинстве свата, а потому избирают для этого случая опытного балагура. Во время рассказов отворяется дверь. «Проезжие, чай, передрогли с холоду-то», — говорит отворяющий дверь и подносит полный стакан водки. Сват входит в избу и говорит: «старики твердят: пей, да ума не пропей и дело разумей». Потом он осматривает избу и, обойдя около лавок три раза, начинает осматривать невесту. После осмотра вступает он в переговоры, при которых хвалит достоинства жениха, выпрашивая позволения у невесты ввести жениха в избу. Получив на то позволение, он берёт голяк (истертый веник) и прометает дорогу от дверей до невест; потом отворяет дверь, протягивает руку жениху и ведёт его по прометённой дорожке к невесте.
Жених и невеста, насмотревшись друг на друга, изъявляют согласие вступить в брак. Отец невесты благодарит жениха, что он не побрезгал его дочерью, снимает со стены св. иконы и, вместе со своей женой, а если её нет, то со старушкой, близкой родственницей образует жениха и невесту… Сват вынимает из-за пазухи водку и потчует всех гостей – это называется «большой пропой».