«Я работаю слишком много… Труды занимают у меня от 10 до 14 часов в сутки. Таким образом можно сделать много, но хорошего мало» – писал Т.Н. Грановский в одном из писем к своей кузине. И действительно, все силы он отдавал своим университетским и публичным лекциям, а вместе с тем чувствовал настоятельную потребность углубиться в науку. А круг его научных интересов был достаточно широк.
Т.Н. Грановский понимал историю как закономерный развивающийся процесс, в котором его особенно привлекали «переходные эпохи». Сохранился неоконченный набросок рукописи историка, датированный примерно 1840-м годом, из которого мы узнаём, что под «переходными эпохами» автор понимает «революционные эпохи». Несмотря на то, что восторженного отношения к ним у Грановского нет, тем не менее, значение этих эпох он оценивает высоко: «Скажу о себе прямо: изучению этих эпох я обязан всем, что в моём понимании в истории может быть живого и истинного». Они позволяют «услышать последнее слово всякого отходившего, начальную мысль зарождавшегося порядка вещей».
Крушение давнего порядка и проявление облика нового, молодого строя, нашедшие отражение в таких событиях как падение Римской империи и выступление на историческую арену варваров, начало христианства, крестовые походы, Крестьянская война в Германии 1525 г., Реформация и прочие – всё это в своих лекциях Грановский иллюстрировал с особенной любовью. Именно подобные темы открывали в нём талант великолепного рассказчика, умеющего создавать живые исторические образы.
В тоже время, приветствуя гибель старого, отжившего себя строя, Грановский, однако, не был сторонником революционного перехода от одного общественного порядка к другому. В одном из писем за 1853 г. он с осуждением говорил о революционных элементах современной ему Европы, видя в них порождение жестокости: «Провидение кажется осудило современные поколения на постоянное переходное положение, на состояние в борьбе, которая будет их бросать из одной крайности в другую. Это … делает жизнь там так мало обеспеченною, так мало приятною».
Изучение «переходных эпох», построенных на трагедии исторических личностей и народов, контрасте мировых идей, рождали в душе и мыслях учёного поэтическое чувство. Увлечённый этой темой, он часто любил повторять четверостишие Гёте, переложенное им самим на русский язык так:
Приди и сядь со мной за пир,
Пустое горе позабудем!
Гниёт как рыба старый мир,
Его мы впрок солить не будем.