Т.Н. Грановский о «возрастах» развития народов

Т.Н. Грановский о «возрастах» развития народов

В своих лекциях для студентов Т.Н. Грановский поднимал общественно-политические вопросы, которые зачастую строились на разных философских концепциях. Одним из таких вопросов стала идея развития истории в форме развития отдельных народов. Само понятие о народе Грановский определял так – это «живое единство, система многообразных сил, над которыми владычествует одна основная сила – «народный дух» (или «гений народа»)…» Мы видим, что у каждого народа есть свой «дух», имеющий собственную специфику и сущность. В совокупности народных «духов» рождается «всеобщий дух», стадии развития которого, совпадают со ступенями развития всего человечества.

И здесь Грановский выступает приверженцем возрастной схемы истории народов: каждой ступени развития народа соответствует свой возраст. Возрасты истории народа совпадают с возрастом человеческой жизни – «младенчество», «юность», «возмужалость» и «старость»; «каждый возраст образует особливый период…».

В «младенчестве» народа человек полностью зависит от природы, «не имеет отдельного сознания». И истории по сути своей у него тоже нет. Историческое сознание народа начинает формироваться в период «юношества», когда человек освобождается от «влияния природы, которая определяла его жизнь и историю». Народ, подобно человеку, в период своей юности становится более свободным, стремится «расширить своё бытие». Начинается борьба прежнего с новым, формируются и развиваются разнообразные формы проявления жизни. «Юность» народа – это период обновлений и изменений, за которым следует период расцвета – «возмужалость» народа. На этой ступени, являющейся кульминационной, народ осуществляет свою историческую миссию. Но здесь же истощает свои силы и вследствие этого уже не может «производить новые явления». Тогда наступает период «старости», характеризующийся упадком, разложением. Признаки этого «возраста» народа, по мнению Грановского, заключаются в  «равнодушии к обществу, отвращению от старины, распадению общества на частные политические интересы; когда государство перестает существовать как полный живой организм и делается механическим собранием частей».

Вот так проходят стадии развития народов, как теоретически осмысливал Грановский, постепенно, эволюционно, без скачков, когда следующий этап подготавливается предыдущим. Но история своим примером не раз доказывала обратное, нарушая подобную постепенность. В результате чего Грановский не исключал и резкий переход:  «Резкое отличие одной эпохи народной жизни от другой является тогда уже, когда наступает новая, естественно отличная от старой. В эти эпохи формы народной жизни переходят от периодов спокойного образования к переворотам, разрушающим эти формы и зиждущим новые…»

Историк отмечал, что стареющий народ может обновиться «через принятие нового начала жизни», «через принятие новых элементов», т.е. через восприятие достижений других народов. Кроме того, все народы взаимосвязаны и составляют человечество, которое стремится к одной цели — достижению общественных, духовных и материальных благ. Народы переходят, обновляются, а эта цель остаётся. Так происходит историческая эстафета.

Изображения:

  1. Портрет Т.Н. Грановского
  2. Валентан де Булонь. Четыре возраста человека. 1629 г.