«Несомненно, я с беллетристикой почти кончаю и перехожу главным образом к драме», – публично сообщал Л. Андреев в феврале 1909 года на страницах газеты «Новая Русь». И сцена приняла драматурга Леонида Андреева с энтузиазмом. В течение 10 лет его пьесы ставили практически все выдающиеся и просто известные режиссеры Российской империи: Мейерхольд, Станиславский, Немирович-Данченко, Комиссаржевский, Таиров, Мержанов и др.
«Жизнь человека» открыла Леониду Андрееву дверь в театральный мир, в 1908 году громким событием сезона были «Дни нашей жизни», в 1909 году – «Анфиса» и «Анатэма» – продолжили линию «Жизни человека».
Спектаклю Московского художественного театра по пьесе «Анатэма» посвящена серия дореволюционных почтовых открыток в фонде музея.
У этой пьесы Леонида Андреева интереснейшая, очень яркая, хоть и короткая, сценическая судьба. Пьеса стала чрезвычайно популярной практически сразу после выхода из печати; за очень короткое время, прежде чем лично премьер-министр П.А. Столыпин запретил ее к постановке, «Анатэму» успели поставить три театра, три мастера. Каждый из них прочел трагедию Андреева по-своему. Каждая постановка стала настоящим событием и оставила след в истории театра.
«Анатэма» – это вольный парафраз Книги Иегова, драма символическая и психологическая, горькое размышление о человеческой природе, вере, истине, Боге, первоначальное название: «Бог, человек, дьявол». Андрееву захотелось столкнуть эти три стихии. «Человек – воплощение мысли. Дьявол – представитель покоя, тишины, порядка и законопорядка. Бог – представитель движения, разрушения, борьбы, – фантазировал Андреев. Воплощенный замысел, конечно же, видоизменился, автор так и не решился вывести на сцену самого Бога, его заменил Некто, охраняющий Врата. А вот дьявол – под именем Анатэма – на этот раз появился почти в человеческом обличии. Анатэма любит и Бога, и истину, но считает, что мир живет не по божьим законам, и человек не достоин своего Господина. Чтобы доказать это, он ставит эксперимент на Давиде Лейзере, пытается доказать Всевышнему, что истина Анатэмы актуальнее божественной.
Фабула пьесы напоминает притчу: получив наследство и раздав его бедным, Давид Лейзер объявлен ими «Давидом, радующим людей», и они ожидают от него чуда, вплоть до воскрешения умерших. Не получив чуда, толпа побивает его камнями, он умирает на руках Анатэмы. Но торжества Анатэмы -дьявола не происходит. Лейзер оказался угоден Богу, его душа там, где нет входа Анатэме, он не узнал истины.
За 89 репетиций В. И. Немирович-Данченко выпустил спектакль на сцену Московского художественного театра. И хотя сущность пьесы как «трагедию разума», чисто духовную, для которой несущественны всякие бытовые подробности, Немирович-Данченко, увлеченный социальным пафосом и неким «революционным взмахом» не увидел, критика приняла спектакль. «Без фраз, постановка «Анатэмы» в художественном театре дает право В.И. Немировичу-Данченко на звание большого художника»- таков был вердикт большинства критиков после премьеры.
Если премьера «Анатэмы» упрочила славу Немировича-Данченко и Андреева, то для исполнителя роли дьявола – актера В.И. Качалова 37 представлений «Анатэмы» оказались ступеньками на Олимп. «И что бы на сцене не происходило, какой бы момент вы ни выбрали, везде надо было смотреть на Качалова»,- с восторгом рассказывал рецензент «Русского слова». Самого Василия Ивановича роль дьявола просто-таки измотала, он признавался близким, что возненавидел Анатэму. Кстати, он сделал его вовсе не таким страстным, каким представлялся этот трагический герой автору. Однако, увидев Качалова, Андреев был сражен: «Качалов вступил со мной в борьбу и победил меня».
Посетители сайта могут увидеть на дореволюционных почтовых открытках, изданных фототипией К.Ф. Фишера и издательством М.М. Горожанкина, не только В.И. Качалова в образе Анатэмы, но и остальных актеров театра, занятых в этом спектакле.
Автор: хранитель изобразительных источников научно-вспомогательного фонда – Котляр Е.А.
Смотреть полную версию выставки «Театр Леонида Андреева на дореволюционной почтовой открытке»