В интервью газете «Новости сезона» Леонид Андреев говорил о своей новой пьесе: «»Господин» (так называлась пьеса «Анфиса» в рукописи) написана в реальных тонах, без той «стилизации», за которую меня ругают господа критики. Почтеннейшая публика останется в этом отношении довольна».
В Петербурге премьера «Анфисы» состоялась 10 октября 1909 года на сцене Нового драматического театра (бывший театр В.Ф. Комиссаржевской). Спектакль успеха не имел. Отзывы в прессе были более чем прохладные, сводившиеся в основном к тому, что «Анфиса» Андреева – пьеса «дурного тона», ибо в ней нет даже намека на какую-нибудь нравственную идею, что содержание пьесы «обыкновенное распутство» (Обозрение театров, 1909, № 878, 13 октября).
Пьеса была поставлена в Воронеже, Полтаве, Одессе, Пензе, Херсоне, Николаеве, Ялте, Севастополе и др. Все эти спектакли также не имели успеха.
В январе 1910 года в театре Незлобина в Москве начались репетиции пьесы, на которых присутствовал автор. Этот частный театр был создан в Москве в 1909 году антрепренером, режиссером и актером Константином Николаевичем Незлобиным. Ядро труппы сложилось в годы провинциальной антрепризы Незлобина. Кроме участников этой антрепризы в театре в разное время играли В.Ф. Комиссаржевская, П.В. Самойлов, М.Ф. Андреева, В.В. Максимов, П.Л. Вульф, Д. Голубинский. Если антреприза А.Ф. Корша (см. Театр Леонида Андреева на дореволюционной почтовой открытке) была сильна яркими актерскими индивидуальностями, то театр Незлобина развивался как ярко выраженный режиссерский театр. Задачами своего театра К.Н. Незлобин считал приобщение зрителей к новинкам современной драматургии, поэтому не случайно его обращение к пьесам Л. Андреева «Черные маски» и «Анфиса».
В пьесе «Анфиса» Л. Андреева, как и у Чехова, есть три сестры. Но отношения между ними совершенно противоположные. Как писал современник Л. Андреева И. Анненский: «…те были барышни высокой души и чарующей нежности, а эти черствые и злые мещанки. Те озаряли, а с этими страшно. Те были воздушными, а эти – Анфиса с сестрами, снедаемые темными страстями».
В «Анфисе» автор уделяет серьезное внимание действительности, исследует сложнейшую проблему распада семьи. Он рисует галерею ярких образов современников. Всех их объединяет скрытая душевная мука метания, некий комплекс сверхчеловека, но в итоге они сломлены и скованы бытом, окружением.
Действие пьесы происходит в доме присяжного поверенного Федора Ивановича Костомарова. Среди гостей находится и сестра жены хозяина дома – Анфиса. Эта женщина удивляет всех своей красотой, и умом, и властностью, но в то же время она робка, беспомощна и жалеет всех, кто требует ее участия. Федор Иванович Костомаров просто одержим Анфисой. Но это не любовь. Муж сестры Анфисы Александры низок, похотлив и равнодушен ко всем. Во втором действии Анфиса не смогла устоять, и Федор таки обольстил ее. Грешная связь превращает Анфису из «белого ангела и светлой царицы в темную ночь». Она мучится предательством и, обозленная на любовника, готовит месть. Все усугубило презрение сестры Александры и унижение прислуги, узнавшей о случившемся. Анфиса страдает, ее оскорбленная душа вынашивает план.
Федор выгоняет всех из дома вместе с беременной женой и остается с Анфисой. Дом пуст, если не считать бабушки, свидетельницы всего, что происходит в доме. Она видит, как Анфиса подсыпает яд в бокал Федора Ивановича, но молча наблюдает за тем, что должно будет произойти.
Премьера пьесы в театре Незлобина состоялась 25 января 1910 года. В главной роли выступила Е.Н. Рощина-Инсарова, игра которой отличалась тонкостью психологических нюансов. Ее героиня несла в себе печать душевного надрыва. И актрисе удалось создать образ наиболее адекватный авторскому замыслу.
Отзывы об этом спектакле были весьма разноречивы, однако рецензенты отдавали должное огромному таланту Андреева и верному пониманию им законов сцены. «То, что при чтении казалось в пьесе малоинтересным, незаметным,- писал С.В. Яблоновский,- переданное на сцене — ожило, углубилось, сделалось сложней и значительней» (Русское слово, 1910, №20, 26 января).
Леонид Андреев считал, что «…человеческая мысль, в ее страданиях, радостях и борьбе, вот кто истинный герой современной жизни, а стало быть, вот кому и первенство в драме». Эту мысль Андреев-драматург пытался донести в своих пьесах.
Из всех пьес Андреева «Анфиса» оказалась наиболее прочно забытой, никогда позже не ставилась и не переиздавалась. Лишь в 1991 году к ней вновь обратился московский театр «Современник» с несравненной М. Нееловой в главной роли.
На сайте музея представлены дореволюционные почтовые открытки издательства Горожанкина со сценами из спектакля «Анфиса» театра Незлобина, с фотографиями актрисы Е.Н. Рощиной-Инсаровой в главной роли.
Автор: хранитель изобразительных источников научно-вспомогательного фонда – Котляр Е.А.
Смотреть полную версию выставки «Театр Леонида Андреева на дореволюционной почтовой открытке»