
Судьбоносная встреча Ивана Бунина и Веры Муромцевой состоялась 4 ноября 1906 года на литературном вечере в доме Зайцева, с женой которого Верой Алексеевной девушка дружила с гимназических лет.
Вера Николаевна писала: «В том году Ивану Алексеевичу только что исполнилось тридцать шесть лет. Но он показался мне моложе. Я знала, что он был женат, потерял маленького сына. <…> Вот с каким сложным и столько уже пережившим человеком мне пришлось 4 ноября 1906 года по-настоящему познакомиться и потом прожить сорок шесть с половиной лет, с человеком ни на кого не походим, что меня особенно пленило».
«Тихая барышня с леонардовскими глазами» – так назвал Веру Борис Константинович Зайцев. «Ровная, очаровательная матовость лица, цвет глаз, какой бывает только в этих снежных полях», — писал в дневнике Иван Алексеевич Бунин. Её лицо, глаза запомнились многим современникам. Отмечали, что она была хороша собой, красотой несколько застывшей – в ней находили облик Мадонны. Например, художница Наталья Николаевна Гончарова, учившаяся с Верой, говорила: «Какая Вера была красавица. Мраморное лицо, выточенное, огромные синие глаза. Нельзя было мимо пройти, не залюбовавшись». Даже когда Вера уже была немолода, в ее лице проступали «черты былого мадоннизма» (А. Бахрах).
Портрет Веры Николаевны Муромцевой работы художника Матвея Марковича Зайцева передаёт скромное очарование этой девушки. Этот портрет был создан ещё до встречи Веры с Буниным, но точной даты его написания мы не знаем.
Вера изображена в саду, она сидит на скамье со сложенными на коленях руками. На её плечи наброшена цветная шаль.
Матвей Маркович Зайцев – ученик Валентина Серова, и портрет Веры чем-то напоминает картину Серова «Девушка, освещенная солнцем».
Научный сотрудник Корнеева И.В.
