"Творчество Леонида Андреева в комментариях"

"Творчество Леонида Андреева в комментариях"

Цикл публикаций «Творчество Леонида Андреева в комментариях».

«БЕЗДНА»

Впервые рассказ «Бездна»  был опубликован в газете «Курьер» 10 января 1902 года (№ 10).

24 ноября 1901 г. Андреев известил М. Горького: «”Бездну” продал ”Курьеру” за 55 целковых». 28 ноября Андреев познакомил со своим новым рассказом «Среду». «Андреев, — писал Н.Д. Телешов И.А. Бунину, читал вчера новую вещь (45 минут читал). Очень хорошо и сильно, хотя нужно сократить кое-что и выправить вообще. Молодчина Андреев!».

Как и следовало ожидать, напечатание «Бездны», «эпатирующий» финал рассказа произвели ошеломляющее впечатление на читателей и критиков. «Читают взасос, — писал Андреев М. Горькому 19 января 1902 г. – номер из рук в руки передают, но ругают!! Ах, как ругают. В печати пока еще молчат, но из прилагаемой вырезки («Русские ведомости» — Игнатов) видно, какова будет речь». Андреев имел в виду статью «Литературные новости» И.Н. Игнатова («Русские ведомости», 1902, №17, 17 января), в которой тот, не называя Андреева по имени, утверждал, что «молодой автор», следуя за Г. Мопассаном, создал в погоне за оригинальностью «образцовую гнусность», произвел выстрел по человеческой природе. Шум вокруг «Бездны» приобретал значение литературно-общественного скандала. Все это заставило Андреева выступить в печати с объяснением его намерений и идейного произведения. «Можно быть идеалистом, верить в человека и конечное торжество добра, — писал Андреев, — и с полным отрицанием относиться к тому современному двухногому существу без перьев, которое овладело только внешними формами культуры, а по существу в значительной доле своих инстинктов и побуждений осталось животным <…> Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли и куда нужно вам идти <…>».

Большим огорчением для Андреева стал отрицательный отзыв о «Бездне» Л.Н. Толстого. 30-31 августа 1902 г. Андреев писал критику А.А. Измайлову: «Читали, конечно, как обругал меня Толстой за “Бездну”? Напрасно, это он — “Бездна” родная дочь его “Крейцеровой сонаты”, хоть и побочная. <…> Вообще попадает мне за “Бездну”, а мне она нравится. Вот пойди тут-то. В ней есть одно драгоценное свойство: прямота. Оттого я некоторое время и боялся ее печатать, а теперь жалею, что не могу ее напечатать сто раз подряд».