«Урок воспитания»

«Урок воспитания»

Рубрика:  Маленькие истории из жизни наших юбиляров

 

Урок  воспитания

 

А.А.Фет не имел собственных детей, но, тем не менее, судьба предоставила ему возможность заниматься воспитанием родных племянников. Так, Петя Борисов, единственный сын его любимой сестры Надежды и друга детства Ивана Петровича Борисова, потерял сначала мать, а потом отца и Фет стал его опекуном и воспитателем.

Это был, по словам поэта и всех, кто его знал ««мальчик из ряда вон выходящий». В 7 лет он уже бегло читал не только детские книжки, но  и «Илиаду» Гомера в переводе Гнедича, при этом отчётливо понимал «все описываемые в ней события вместе с главнейшими действующими лицами».

Фет, оценивая по заслугам большие способности ребёнка, не раз обращал  внимание  на его  эгоистические черты. «Мне крайне горько было замечать в мальчике эгоистическое чувство,- пишет Фет,- побуждавшее его всё брать, ничего не давая. Честный и правдивый по натуре, он не способен был взять что-либо украдкой, а считал своим правом брать чужое, как некогда конфеты у детей Толстых. Когда я старался логически доказывать его несправедливость, он понимал меня на полуслове и сам досказывал заключительный вывод, но на деле такое головное понимание не помогало». В отличие от отца, который не хотел замечать эгоизма сына, Фет указывал мальчику на его неблаговидные поступки и мысли.

В книге «Воспоминаний» он приводит следующий пример:   

 

«Однажды, лёжа на диване, я просматривал Тацита. В это время вошёл ко мне Петя.

«А вот, Петя, сказал я, — давай попробуем общими силами перевести это место».

Мальчик взял книгу и стал совершенно правильно переводить, что в 12

— летнем мальчике привело меня в великое изумление. Вдруг он остановился и сказал: — «вот это место я забыл. Что значит интуери?».

Желая, чтобы слово навсегда осталось в его памяти, я сказал: «я сам право забыл. Сходи-ка ты ко мне в кабинет и посмотри в словаре».

Через несколько минут мальчик шёл ко мне, заливаясь слезами, и говорил сквозь рыдания «ведь это слово у меня уже встречалось три раза смотреть; а я опять забыл.

— О чём же ты плачешь, Петя? – спросил я. Теперь уже ты его не забудешь.

— Да, да, продолжал он, а может быть, в лицее есть такой мальчик, который помнит это слово! …

«Ах, Петя, как нехорошо то, что ты говоришь. Какое тебе дело до того, знает ли какой мальчик это слово, или нет. Стараться учиться лучше всех – законно, но завидовать стыдно». 

                                                                                                                 Маричева Л.М.