Тимофей Грановский умел с головой уходить в работу, готовясь к студенческим и публичным лекциям. Успех его лекций укреплял влияние учёного среди студентов и образованной части Москвы того времени. Но порой духовное одиночество овладевало им, и он писал родным: «Я от всего сердца желаю Вам, моя добрая кузина, никогда не иметь тех минут нравственной усталости, когда душа, оскорбленная подлостями, несправедливостями и низостями, сосредоточивается сама в себе и делается оцепенелою и холодною. Нет ничего тягостнее таких минут, …»
Поэтому весной, когда лекции в университете были уже окончены, у Грановского начинались дни «цыганства» и он отправлялся на дальние прогулки за город в компании супруги и друзей.
Чудные дни! А закаты-картины и ярки.
Лето… Большая усадьба… Беседка Бельвю…
Лунные ночи в тургеневско-фетовском парке…
Липы цветущие… Ждешь только слова «Люблю!»
Но не дождешься. Рассказ тут совсем не об этом.
В парке, пленительном, как у Тургенева с Фетом,
Бродят, гуляют, дыша этим липовым цветом,
Герцены вместе с Грановскими, Кетчер и Корш.
Гости из города выбрались под вечер летом.
Великолепное лето! И вечер – хорош.
Данные поэтические строки Владимира Британишского описывают живописные вечера и чудные дни в усадьбе Соколово. Эта старинная барская усадьба, когда-то принадлежавшая Румянцевым, раскинулась в липовом и дубовом парке на берегу реки Сходни. Усадьба состояла из нескольких дач, сдававшихся внаём в летний период. Летом 1845-46 гг. здесь снимал дом А.И. Герцен. У него часто бывали М.С. Щепкин, Н.Х. Кетчер, гостили художники, профессора, писатели – И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, И.И. Панаев, К.Д. Кавелин и др. Каждую субботу приезжали Грановские, В.П. Боткин и Е.Ф. Корш. Одним словом, Соколово было сборным пунктом лучших культурных и общественных сил Москвы и отчасти Петербурга.
Грановский неоднократно гостил у Герцена в Соколово. Жизнь в Соколове у друзей шла насыщенно и непринужденно. Утренние купания на реке Сходне, прогулки, обеды на широкой лужайке перед домом, послеобеденный чай на балконе, теплые вечера в парке при закате солнца, встреча утренних зорь… Всё это ежедневно сменяло друг друга и наполняло участников «соколовского лета» жизнью и энергией для оживлённых бесед и горячих споров, зачастую проходивших далеко за полночь в кабинете Грановского.
Помимо этого обитатели Соколова много и плодотворно трудились. Например, Герцен работал над философским произведением «Письма об изучении природы», Грановский готовил свой второй курс публичных лекций, а Кетчер усиленно переводил произведения Шекспира.
Атмосфера душевной бодрости каждого «соколовского лета» окружала друзей, в том числе и Грановского, который не в силах сдержать эмоции, как-то раз, вне всякой связи с предыдущим разговором, воскликнул: «А ведь хороша жизнь!» Да и каждый из участников мог это подтвердить! Все вспоминавшие время в Соколово, не могли удержаться от восторга, передавая атмосферу безудержного веселья и легкой радости бытия того времени.
Одно время участником очередного «соколовского лета» был молодой талантливый художник Кирилл Антонович Горбунов, перу которого принадлежит серия портретов деятелей культуры 40-х годов XIX в.
В 1846 г. Горбунов нарисовал несколько портретов участников лета в Соколово – А.И. Герцена, Т.Н. Грановского, М.С. Щепкина. Он же сделал зарисовку «Ночная сцена в Соколове», которая хранится в одном из филиалов Государственного литературного музея – Доме-музее А.И. Герцена. В орловском музее Т.Н. Грановского на выставке «Два слова о Грановском» представлена копия этой работы, выполненная художником Клабуновским. Под рисунком обозначены фамилии всех действующих лиц «Ночной сцены в Соколове» и подпись «К. Горбунов».