Добрый день! Спасибо всем, кто присоединился к нашему литературному путешествию. Особенно тронуло то, что вы любите и знаете творчество А.С. Пушкина. Все дали правильный ответ – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и его прекрасной царевне Лебеди».
И сегодня я вам предлагаю отправиться на остров Буян. Кстати, остров этот настоящий. Он был на географических картах времен Пушкина, есть и на нынешних. А зовется он Рюген. Ищите его на карте Германии. Но в давнюю пору он принадлежал славянам. Жили на острове западные славяне, а восточные – часто приплывали к ним в гости. Остров был богат рыбой, мехами, янтарем. Восточные славяне выменивали это на зерно, соль, мед, изделия из металла…
И если вы внимательно перечитаете сказку, то увидите этот волшебный остров с диковинами. Да смотрите не упустите главную!
… царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит…
Образ этот был для поэта самым дорогим, ибо, создавая его, Пушкин видел перед собой любимую жену. Он даже хотел заменить название сказки на «Царь-девица» или «Царевна Лебедь».
Пушкин увидел Наталью Николаевну Гончарову 16-летней девушкой, когда красоту её едва начали замечать в свете. Её первое появление в качестве жены поэта произвело на окружающих глубокое впечатление: «Поэтическая красота г-жи Пушкиной проникает до самого моего сердца. Есть что-то воздушное и трогательное во всем её облике…её стан великолепен, черты её лица правильные, рот изящен, и взгляд, хотя и неопределенный, красив <…>. Это образ, перед которым можно оставаться часами, как перед совершеннейшим созданием творца».
Кстати, Александр Сергеевич часами простаивал перед картиной «Мадонна» итальянского художника Перуджино. Он был поражен её портретными сходством с Натальей Николаевной и даже хотел его купить. «Я бы купил её, если бы она не стоила 40 тысяч рублей», — писал Пушкин невесте.
Теперь вам понятно, почему Царевна Лебедь так прекрасна, почему так наивны и прелестны их диалоги с князем Гвидоном? Это ведь жених и невеста! Пушкин и Наталья Николаевна!
Поэт всё время думал о любимой жене и в рукописях набрасывал её прекрасные черты. Сохранилось 14 изображений, сделанных Александром Сергеевичем с 1830 по 1836 гг.
Художники не раз пытались изобразить Царевну Лебедь из пушкинской сказки. Лучше всего это удалось А.П. Брюллову. В акварельном портрете Натальи Николаевны Пушкиной есть и величавость, и пышные кружева белого платья, словно распущенные перья лебедя, и коса, и даже «звезда» во лбу.
Пушкин приобрел в лице жены не просто спутницу, а помощницу в жизни. Известно, как откликалась Наталья Николаевна на беды мужа. И в сказке Царевна Лебедь, как и положено по традиции русского фольклора, помощница и заступница.
Но прежде, чем мы покинем остров Буян, предлагаю вам загадку, разгадав которую мы сможем продолжить наше путешествие по волшебной пушкинской стране:
Летит птица перната
Без глаз, без крыл,
Сама свистит, сама бьёт.
Ждем ваших ответов!