Великий мастер духовной музыки – Д.С. Бортнянский.
Лескову всегда была близка духовная музыка. Сын писателя, Андрей Николаевич Лесков, вспоминает: «- Какие мастера! Сколько вдохновения, — восхищенно восклицал отец. – Сколько вкуса, величественной простоты! Куда до них этим куцым латинянам с их реверансами перед алтарями, звоночками и кастратами. Непревзойденные художники и древние неведомые композиторы наши Бортнянский, Турчанинов… Великие мастера!» Писатель сам был не прочь исполнить ту или иную композицию, как, впрочем, и его герои. В романе «На ножах» Катерина Форова исполнила известную песню Д.С. Бортнянского: «Но Ларисе не спалось, она вышла в залу, походила взад и вперед и, взяв с фортепиан цитру, принесла ее к тетке.
— Прошу вас, сыграйте мне что-нибудь, тетя.
— Вздумала же: ночью я буду играть!
— Да, именно, именно теперь, тетя, ночью.
Форова поднялась на локоть и торопливо заглянула в глаза племянницы острым и беспокойным взглядом.
— Что вы, тетя? Я ничего, но… мне нестерпимо… я хочу звуков.
— Открой же рояль и сыграй себе сама.
— Нет, не рояль, а это вот, это, — отвечала Лара, морща лоб и подавая тетке цитру.
Катерина Астафьевна взяла инструмент, и нежные, щиплющие звуки тонких металлических струн запели: «Коль славен наш Господь в Сионе».
Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825) — русский композитор, дирижёр, певец. Воспитанник, позднее директор Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге. Действительный статский советник. Родился Дмитрий Бортнянский в Глухове (Сумская область Украины) в семье казака. С 1757 г. Бортнянский обучался в певческой школе Глухова, где ученики приобретали не только певческие навыки, но и совершенствовались в игре на музыкальных инструментах (скрипке, гуслях, бандуре). Он обладал особым голосом — дискантом, присущим мальчикам до определенного подросткового возраста. Дмитрий попал в число десяти лучших учеников-певчих, отобранных для придворной капеллы в Санкт-Петербурге, куда он и направился для дальнейшего обучения. Бортнянский, наряду с другими придворными певчими, участвовал в церковных службах в соборах Зимнего дворца и в помещениях летних дворцов. Участвовал он и в оперных постановках, концертах и прочих музыкальных мероприятиях императорского двора. Так, в 1762 г. 11-летний Бортнянский исполнял сольную партию в опере «Альцеста» придворного композитора Г. Раупаха.
С 1768 г. Бортнянский живет в Италии. Ему как особо одаренному музыканту назначили «пансион» (стипендию) для учебы. В качестве места постоянного жительства будущий композитор избрал Венецию. Он занимается контрапунктом, играет на органе и клавесине, посещает венецианские театры, совершенствует мастерство написания собственных, еще ученических музыкальных произведений.
В Италии он написал три оперы на мифологические сюжеты — «Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий», а также сонаты, кантаты, церковные произведения.
После возвращения в Россию Бортнянский был назначен учителем и директором Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге. На этом посту проявил себя как энергичный администратор. Добившись в 1816 году императорской привилегии осуществлять цензуру на издание и исполнение русской духовной музыки, Бортнянский занялся редактированием лучших образцов русского церковного многоголосия. Стиль Бортнянского, проявившийся у него с самых первых произведений, открывает новый исторический этап в развитии русской хоровой музыки. Композитор, в отличие от своих предшественников, при написании музыки уверенно опирается на бытующие светские жанры. Стараниями Бортнянского хоровая музыка выходит за пределы академичного полифонического письма. Появление его опусов в печати стало первым примером публикации авторских духовных музыкальных сочинений в России.
К 1811-1816 гг. относятся внецерковные духовные гимны Бортнянского («Предвечный и необходимый» на слова Ю.А. Нелединского-Мелецкого). В этих произведениях сложился музыкальный стиль русского героико-патриотического гимна. К этому же времени относится и хоровая патриотическая песня Бортнянского «Певец во стане русских воинов» (1812) на слова В.А.Жуковского для солиста (тенор), хора (альты, басы) и оркестра.
В последние годы жизни композитор работал над подготовкой к изданию полного собрания своих сочинений, в которое он вложил почти все свои средства, но так и не увидел его.
Скончался 28 сентября 1825 года в Санкт-Петербурге под звуки своего концерта «Вскую прискорбна еси душе моя», исполненного по его желанию капеллой в его квартире, а полное собрание его сочинений в 10 томах вышло лишь в 1882 под редакцией П.И. Чайковского.
Духовный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» написан Бортнянским на слова поэта М.М. Хераскова в конце XVIII века. Некоторое время, начиная с эпохи правления Павла I, считался неофициальным национальным (государственным) Гимном Российского государства.
Бортнянский известен также как автор музыки к известному христианскому гимну святителя Амвросия Медиоланского «Тебе Бога хвалим», который поется в православных храмах Русской православной церкви как заключение благодарственных молебнов.
Мы предлагаем вам послушать несколько композиций Д.С. Бортнянского.