12 июня мы ежегодно отмечаем государственный праздник – День России. Это сравнительно молодой праздник, но важный для каждого гражданина нашей страны, т.к. он является олицетворением торжества народного духа и неразрывной связи многовековых традиций российской государственности. Мы с полным правом должны гордиться славной историей России и делать всё от нас зависящее, чтобы оставаться достойными своих великих предков.
Великому служению России посвятил себя и наш знаменитый земляк Тимофей Николаевич Грановский. Ещё в детские годы, зачитываясь романами Вальтера Скотта и вдохновляясь благородными рыцарскими идеалами, Тимофей мечтал о военной карьере, чтобы героически сражаться и совершать подвиги во благо Отечества. Но не на военном поприще ему было суждено служить России, а на научном.
В 1839 г. он становится преподавателем Московского университета. И последующие 16 лет с кафедры Московского университета читает студентам лекции по истории средних веков. «И вам, и мне предстоит благородное и, надеюсь, долгое служение России, идущей вперёд…» — такие слова были произнесены им на одной из своих лекций для студентов. И в этих словах заключается смысл жизни Грановского – давать достойное образование подрастающему поколению, готовить сильные кадры в науке и этим служить Родине-России. Именно Грановский научил свою аудиторию ценить научное знание как общественную силу.
В России Грановского считают «первым медиевистом», т.е. специалистом по истории средних веков. Он был одним из первых, кто обратил внимание на этот временной промежуток истории и заложил основы его научного изучения. Его лекции по истории средних веков пользовались огромной популярностью, собирая студентов не только историко-философского факультета, но и других факультетов. Грановский на лекциях никогда не читал по записям. Он всегда импровизировал. Вдохновение находило на него, когда его окружала толпа студентов. И лучшим выражением успеха его лекций были переполненные аудитории и благоговейное молчание студентов на лекциях.
Несмотря на то, что Грановский преподавал науку о прошедшем, слушатели выносили из его лекций веру в своё будущее. Лекции учёного о Греции и Риме, о феодальном Средневековье воспитывали у молодого поколения крепость общественного духа, деятельную любовь к русскому Отечеству, которая помогла впоследствии этому поколению перенести все тяготы преобразовательной эпохи. История в лекциях Грановского выступала не просто наукой, а учительницей жизни.
Популярность лекций Грановского объясняется не только их новизной и содержательной стороной. Важную роль имело и его отношение к своей профессорской деятельности. Он искренне верил в своё дело и надеялся на его успех, пусть и не в самом близком будущем. Чувствовал, что только упорным трудом можно подготовить просвещённые общественные начала, способные действовать, служить своей стране. Поэтому сам он порой работал по 8 часов в сутки, не вставая из-за письменного стола, читая, размышляя, готовясь к лекциям. «Побережём себя на великое служение России» — заключил 32-летний преподаватель на одной из своих лекций. Но, к сожалению, себя на долгое служение сберечь не смог.
Любовь к России проявлялась не только в его научной и преподавательской деятельности. Она всегда жила в его сердце и находила выражение даже в личной жизни, соединяясь с любовью к женщине и семье. В одном из писем к своей невесте Елизавете Мюльгаузен, впоследствии ставшей его женой, Грановский признаётся: «Но кто тебя будет любить так, как я? Моя любовь к тебе – это самая лучшая, самая святая, самая чистая часть меня, притом, что я очень люблю моих сестёр и Россию тоже». А размышляя над вопросом, как сохранить в сердце первоначальную силу и глубину любви, известный историк приходит к выводу, что любовь не живёт в сердце пустом. Чтобы сохранить любовь, надо уметь любить не одного человека, а народ, человечество, Россию!
Любить Россию – значит служить ей! И Грановский служил… Служил не личной своей славе учёного, а обществу, Отечеству. Через всю свою жизнь он пронёс великое служение России, которое основывалось на уверенности в себе, в своих взглядах и возможностях, в понимании и восприятии общемировых достижений, опыта других народов, и впоследствии вошёл в историю своей страны как «Неуклонный служитель науки».