Вилла Аванс

Вилла Аванс

«ВИЛЛА АВАНС».

В мае 1907 года на высоком берегу Черной речки, в небольшом финском поселке Ваммельсуу  Леонид Андреев приобрел участок земли, на котором молодой архитектор Андрей Андреевич Оль начал строить для него большой двухэтажный загородный дом.

«Ты знаешь мое давнишнее мечтание — уйти из города совсем, — писал Андреев М. Горькому. — И вот я ухожу из него — в глушь, в одиночество, в снега… Накоплено во мне много, и я уже чувствую, как оттуда, из тишины той, я буду бросать в мир какие-то слова — большие, сильные!».

Для строительства потребовалось много денег, которые были получены Андреевым у издателя его произведений в качестве аванса. Андреев в шутку так и назвал потом свой дом — вилла «Аванс». Строительство дома он поручил архитектору и своему будущему родственнику — мужу сестры — Андрею Андреевичу Олю (Дрюнечке, как называли его в семье). Дом был задуман в необычном стиле — похожим на норвежский замок, с башней — это была идея самого Леонида Николаевича. Он принимал самое непосредственное участие в его проектировании и строительстве.

Дом был построен огромный: два этажа, пятнадцать комнат, двадцать больших печей и каминов,  изразцовые облицовки которых были изготовлены на известном тогда художественно-керамическом производстве «Гельдвейн-Ваулин». Постройка сразу привлекла внимание архитекторов, журналистов, писателей, да и просто любопытствующих. Во многих изданиях появились фотографии и подробные описания дома. Интерьер был богатый. Андреев обставил его по своему вкусу: на стенах картины, репродукции офортов Гойи, тяжелая массивная мебель. Друг семьи Вера Евгеньевна Беклемишева (Копельман) писала: «Самой примечательной комнатой в доме был кабинет. Огромный, такой же, как столовая внизу, он был из темно-коричневого дуба. Серый шероховатый потолок пересекали темные бревна, покатые по бокам: они делали комнату выше и скрадывали пространство пола. Большой письменный стол стоял так, что к нему можно было подойти со всех сторон…». Андреев любил все огромное, и Олем была построена огромная дача. Мебель в доме была спроектирована тоже им — огромный диван и огромные кресла с высокими, как у трона, спинками в виде трапеции.  

В гости к Андрееву, на Черную речку, приезжали его друзья и знакомые. Часто бывали художники В. Серов и И. Репин, а также К.И. Чуковский,  И. Бродский, Н. Сергеев-Ценский и многие другие.

Леонид Николаевич был увлекающимся человеком, и эта черта его характера наиболее полно проявилась здесь, в Финляндии. Так, например, Андреев стал увлекаться цветной фотографией. Технология получения цветных фотоснимков была очень дорогой в то время, но никакие деньги не могли остановить писателя. Он занимался черно-белой, цветной фотографией, работал в стиле «автохром». Эта технология (автохрома) была изучена и усовершенствована Андреевым.  Каждый уголок чернореченского дома, все родственники и друзья, живописные окрестности Ваммельсуу и морское побережье навсегда остались увековеченными на цветных фотографиях Леонида Андреева. За 1908-1914 годы он сделал около четырехсот цветных снимков и  до полутора тысяч черно-белых. Одним из любимых занятий Андреева были морские прогулки. Он основательно изучил все премудрости мореплавания, обзавелся специальной одеждой. В его арсенале было огромное количество моторных лодок: «Савва», «Хамоидол» и др. Потом было еще увлечение только что появившимся граммофоном. Андреев покупал пластинки, которые слушали всей семьей. Очень много времени писатель отдавал живописи, и здесь также проявил себя как неплохой художник.

 В начале 1908 года в дом на Черной речке  поселяется его новая хозяйка Анна Ильинична, урожденная Денисевич. Венчание Леонида Николаевича и Анны Ильиничны  состоялось 20 апреля 1908 года. Соединились два человека — знаменитый писатель, в творчестве которого главенствовали драматические сюжеты, и она, сумевшая заполнить его душу любовью к жизни и к себе. Для Леонида Андреева любовь составляла основу человеческого существования: она давала ему те чувства и страсти, которые он затем переносил в свои произведения.

В чернореченском доме у Андреевых рождаются сын Савва, затем дочь Вера и сын Валентин, который получил это имя в честь близкого друга Л. Андреева, художника В. А. Серова.

Мировоззрение детей формировалось здесь в общении с природой, вблизи отца с его незаурядным, самобытным талантом, создававшим вокруг себя неповторимую атмосферу. Их время всегда было заполнено интересными занятиями: устраивались встречи, веселые пикники, прогулки на лодке по реке и по морю, игры на площадке перед домом, маскарады. Возле дачи располагалась гимнастическая площадка, на которой играли в мяч и городки. Дети воспринимали этот дом как свою «малую Родину».

К сожалению, дом на Черной речке просуществовал неполных 10 лет. В октябре 1917 г. Финляндия получила независимость. Андреев революцию не принял и проклял ее. В Россию он не вернулся. Началась тяжелая и тоскливая жизнь, оторванная от друзей, от Родины. Дом пришлось заложить и переехать в безопасное место неподалеку от Черной речки, на дачу литературного критика Ф. Н. Фальковского, где 12 сентября 1919 года в финской деревушке Нейвола (ныне поселок Горьковское) Л.Н. Андреев скончался.

Позже его дом — некогда знаменитую «Виллу Аванс» разобрали соседи-финны и соорудили школу, которая стоит и по сей день. Достопримечательностью этой школы является крыша из черепицы, снятой с дома Л.Н. Андреева.

 

Мы предлагаем Вам посмотреть фильм о Леониде Андрееве, который был снят А.О. Дранковым в 1909 году.