Выдающийся русский писатель М. М. Пришвин (1873-1954) по праву считается одним из уникальных художников двадцатого столетия, знаковой фигурой литературного процесса. Это не только талантливый писатель, но и оригинальный мыслитель, создавший собственную художественную философию творчества, природы и истории, общества и человека, это увлеченный фотограф, оставивший более двух тысяч снимков, запечатлев разные состояния Природы и Человека, которому «лейка» служила своего рода «записной книжкой»….
Литературная деятельность Пришвина продлилась почти полвека – с 1905 по 1954 год, выразившись в романах, рассказах, очерках, статьях, публикациях. Примечательно, что почти те же 50 лет заняла карьера Пришвина-фотографа. Уже первую книгу — «В краю непуганых птиц» (1908) — Пришвин проиллюстрировал своими фотографиями, сделанными в 1907 году во время похода по Северу с помощью громоздкого фотоаппарата. С той поры Пришвин стал скрупулёзно изучать фотографию, считая, что использование фотографий в тексте поможет дополнить авторский словесный образ зрительным. «К моему несовершенному словесному искусству я прибавлю фотографическое изобретательство», – писал он в дневнике. В 1929 году Пришвин заказал в Германии камеру Leica: «…попробовать ввести фотографии в свои рассказы и очерки как изобразительный приём… для создания более гибкой художественной формы, …ценность фотографии заключается в точной передаче образа мира. …Я хочу воспользоваться этой особенностью фотоаппарата и доказывать светописью мои видения реального мира».
Пришвин писал, что с тех пор, как завел фотокамеру, он стал «фотографически думать», называл себя «художником света» и до того увлекся охотой с камерой, что не мог дождаться, когда наступит «опять светозарное утро».
М. М. Пришвин относится к тем художникам слова, для которых характерен философский подход к собственному творчеству, стремление осмыслить структуру своего художественного мышления. Наибольший интерес представляет его реакция на события и явления современной ему жизни, запечатленные в дневниках и фотографиях с целью осмысления собственной позиции, определения своего творческого поведения. Знание и опыт фоторабот нашли своё отражение в некоторых сокровенных мыслях писателя, который писал в дневнике: «Наша республика похожа на фотографическую темную комнату, в которую не пропускают ни одного луча со стороны, а внутри все освещено красным фонариком».
Выставка раскрывает Михаила Михайловича Пришвина одновременно как писателя-философа, и удивительного фотографа, для которого светопись в широком значении этого слова была вечной поэтической и философской темой. Фотографии Пришвина являются неотъемлемой частью его словесного творчества. Многие из них носят такие же названия, как и его лирические миниатюры.
Представленные на выставке фотоработы Пришвина отличаются жанровым многообразием: репортажная съемка во время многочисленных путешествий (Дальний Восток, Урал, Беломоро-Балтийский канал), пейзажи, портреты… Природа Подмосковья вдохновила писателя на эксперименты с ракурсом, светом, игрой теней. Появились циклы «Весна света», «Весна воды», «Паутина» и др. В 1930-м году он создает фотоцикл «Когда били колокола…» об уничтожении колоколов Троице-Сергиевой лавры. 200 негативов были спрятаны в железной коробке из-под чая с многозначной надписью: «Когда били колокола». «Конечно, настоящий фотограф снял бы лучше меня, но настоящему специалисту и в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это никогда не увидит», – писал он.
В собрании Орловского объединенного государственного литературного музея И.С. Тургенева хранится более трехсот черно-белых авторских фотографий. Выставка раскрывает многообразие наследия М. Пришвина, находящегося в непрерывном поиске, помогает увидеть его творчество как целостное явление: осмысляются уникальные и в то же время репрезентативные для XX века напряженные философско-эстетические искания писателя, а также представляются документальные свидетельства эпохи.