Иван Алексеевич Новиков родился на Орловщине (1/13) января 1877 года. Он стал автором многих художественных и литературоведческих книг, которые несут на себе отпечаток светлого таланта и горячего сердца писателя-гуманиста. Как и лучшие герои его лирических произведений, Новиков мечтал прожить свою жизнь так, чтобы «небо было в душе». Так и случилось. Ведь его долгая жизнь была отмечена не только вдохновенным писательским трудом, но и множеством добрых дел. В нем счастливо уживались художник и человек, писатель и гражданин.
Следуя гуманистической традиции русской интеллигенции, Новиков еще в студенческие годы совершил поездки «на голод», в охваченные эпидемией тифа деревни Татарии и Бессарабии. Во время первой русской революции 1905-1907 гг. молодой писатель выступал в печати в защиту униженных и оскорбленных и поднимал волновавший тогда передовых людей вопрос о месте интеллигенции в истории, за что неоднократно подвергался цензурным ограничениям и запретам.
Опубликовав свой первый рассказ «Сон Сергея Ивановича» на рубеже веков (1899), наш земляк стал живым связующим звеном между лучшими демократическими традициями классической русской литературы и советской литературой первой половины ХХ столетия. Недаром так много сил и энергии писатель отдал исследованию и пропаганде творчества русских классиков, став родоначальником художественно-биографического жанра. Предметом пристального внимания и душевной заботы Новикова были И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и В.Г. Короленко, В. Брюсов и А.А. Блок, В.В. Вересаев и И.А. Бунин. Причем со многими писателями и поэтами начала ХХ века он лично был знаком и о каждом из них рассказывал с неизменной душевной теплотой. Эти встречи послужили импульсом к созданию целого ряда замечательных этюдов-воспоминаний.
В квартире Ивана Алексеевича в небольшом просто обставленном кабинете стоял огромный мраморный бюст Александра Сергеевича Пушкина. Гений русской литературы с раннего детства стал для него не только любимым поэтом, но и самым живым, необходимым для него спутником. «Пушкин не покидал меня на всех стадиях существования», – признавался писатель. Трогательная любовь к творчеству Пушкина вдохновила Новикова на создание целого ряда книг и исследований о нем.
Но наибольшую известность принесла Новикову дилогия «Пушкин в изгнании», над которой он работал без малого тридцать лет. По признанию самого автора, замысел книги о Пушкине возник у него во время пребывания в псковском имении родителей поэта Михайловском в столетнюю годовщину михайловской ссылки: «В самом деле, как не почувствовать в душе своей и самого Пушкина, когда идешь и ступаешь, можно сказать, след в след поэту».
В результате Новикову удалось создать яркий, полнокровный образ живого Пушкина. Обладая удивительным даром художника-реставратора, он сумел ввести нас в «святая святых» духовной жизни поэта, его творческую мастерскую, прочувствовать и восстановить его творческий настрой. Новиков показал любимого поэта как противоречивую, но нравственно чистую натуру. Вот почему роман «Пушкин в изгнании» и по сей день помогает читателю воспринимать Пушкина как нашего современника.
Отличительной чертой Новикова, как и его любимого поэта, была неослабевающая сила памяти о прошлом, живое ощущение далекой и близкой истории. «Всему прошедшему – наследник я, а для грядущего – зерно», — сказал он о себе в одном из стихотворений. Воспоминания у него порою не менее живы, чем сами события, прошлое в них как бы гостит в настоящем. Новиков учился по-пушкински «удерживать вниманье долгих дум» над художественной сокровищницей русской литературы.
Большой знаток русского фольклора, Новиков неоднократно обращался к теме исторического прошлого Древней Руси. До сих пор одним из лучших остается его перевод «Слова о полку Игореве», а повесть «Сын тысяцкого», в которой сделана смелая попытка воссоздать образ безвестного автора «Слова…», всегда будет волновать читателя ожившей историей создания гениальной древнерусской поэмы. Творческой «встрече» двух гениев – Пушкина и автора «Слова…» – посвящена талантливая работа Новикова «Пушкин и «Слово о полку Игореве». За 1942-1947 гг. им был сделан перевод «Задонщины» и написан ряд поэм из истории Киевской Руси, материалом для которых послужили старинные рукописные памятники и летописи. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», – пишет Новиков в предисловии к книге «Народная память», – с новою силой и остротой волнуют нас, крепят наши силы…».
Блестяще сочетая в себе талант литератора и ученого-филолога, поэта и исследователя, Новиков оставил нам еще одну книгу, в которой великий писатель показан как наш современник. Он обратился к «Запискам охотника» и посвятил столетию этой книги одну из лучших своих работ «Тургенев – художник слова». В своем дневнике за 1948 г. Иван Алексеевич так объясняет это: «Записки охотника», по моему глубокому убеждению, после «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя, являются второй в русской литературе гениальной поэмой в прозе, причем не о «мертвых душах», а о живых душах крестьян».
«Наши классики, – говорил Новиков молодым литераторам, – это не история, отошедшая в глубь веков. Классики живы, они современники наши, и творения их не умирают…». По сути, о том же писал в эмиграции русский философ Николай Бердяев: «В нашем дурном, разорванном времени прошлое пребывает только через память. Историческая память – величайшее проявление духа вечности». Сохранению и служению этому духу и посвятил себя Иван Алексеевич Новиков.