В православной традиции начинается праздник Пасхи в полночь с торжественной церковной службы, заутрени и крестного хода вокруг храма. В деревнях в пасхальную ночь здание церкви покрывалось огоньками фонариков, около неё разжигали костры.
Любил я в детстве сумрак в храме,
Любил вечернею порой
Его, сияющим огнями,
Перед молящейся толпой.
Любил я всенощное бденье,
Когда в напевах и словах
Звучит покорное смиренье
И покаяние в грехах.
Безмолвно, где-нибудь в притворе,
Я становился за толпой,
Я приносил туда с собой
В душе и радости, и горе.
И в час, когда хор тихо пел
О «Свете Тихом», — в умиленьи
Я забывал свои волненья
И сердцем радостно светлел… (И.А. Бунин)
Одним из важнейших моментов праздника была утренняя трапеза, когда разговлялись после строгого Великого поста.
В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи. Гуляния проводились на открытом воздухе. Многие весенние игры и забавы на Руси были связаны с праздниками. Так с Пасхи начинали качаться на качелях (существовала традиция пасхального качания на качелях, которые ставили заранее в каждой деревне: молодёжь качалась парами или на широкую доску усаживались до 12 человек, при этом девушки исполняли специальные «качельные» песни), открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами. Одним из широко распространенных и любимых пасхальных развлечений было катание крашеных яиц. Для этого изготовлялись специальные лоточки с желобом. Играющие усаживались друг против друга на определённом расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе. В эти игры можно играть и сегодня.