Я недаром любил Берлин.
- II. «Обольщение немецкой наукой»
(Грановский в Берлинском университете).
В заграничном периоде жизни Грановского можно выделить несколько направлений деятельности, одним из которых и, пожалуй, наиболее важным, явились лекции и занятия в Берлинском университете. Ведь и целью заграничной поездки историка стало «усовершенствование в науках».
Берлинский университет в 1830-е годы выступал эталонным образцом нового европейского образования. Хотя славу одного из лучших немецких университетов он завоевал ещё в первые годы своего существования! Особая его привлекательность, в частности для русских студентов, объяснялась как внешними, так и внутренними преимуществами. Среди первых – это, во-первых, территориальная близость к Москве и Петербургу, в отличие от других немецких университетов; во-вторых, развитость инфраструктуры самого Берлина, которая изобиловала библиотеками и музейными коллекциями в разных областях, являвшихся превосходной основой для самостоятельных научных изысканий студентов.
К внутренним преимуществам следует отнести форму организации университета, которая была представлена «погружением в науку», неразрывным сплавом преподавания и научного исследования. В университете существовали свобода преподавания и обучения, базировавшиеся на рассуждениях его основателя Вильгельма фон Гумбольдта о недопустимости вмешательства государства в научную жизнь и о восприятии студента, как самостоятельной, «свободной от всякого принуждения» личности. Именно «свобода преподавания и слушания учения» стали впоследствии главными чертами лучших университетов Европы.
Необходимо также упомянуть гениальность преподавательского состава Берлинского университета середины XIX века, который был представлен крупными фигурами учёных различных научных отраслей: профессор философии Г.В.Ф. Гегель, профессор правоведения Ф.К. фон Савиньи, профессор физиологии И. Мюллер, математики П.Г.Л. Дирихле и т.д. Изобилие преподавателей также было одним из внутренних преимуществ университета, т.к. одну и ту же науку одновременно могли читать 5-6 человек. При таком обилии у каждого преподавателя возникало желание привлечь именно к себе как можно больше слушателей, а соответственно повышать качество своих лекций. Но не только сами учёные стремились найти себе место в университете, а немецкие университеты также боролись между собой за приглашение лучших профессоров.
В сохранившихся отзывах русских студентов ярко прослеживаются чувства восторга, восхищения, которые они испытали в годы учёбы в Берлинском университете. Дух единения между профессорами и студентами, «любовь ко всему истинному и прекрасному», неукоснительное следование научному методу как верному проводнику к истине – вот то положительное, что они вынесли из Берлинского университета 1830-1850-х гг.
Разделил этот восторг и Тимофей Николаевич Грановский, который с осени 1836 г. начинает зимний семестр в Берлинском университете. Довольно скоро у него появляется чувство восхищения немецкими учёными. Он отмечает их увлечённую страсть к своей науке: «У этих людей, кроме знания, есть ещё нечто, чего нельзя объяснить… бескорыстная любовь к науке. Здесь есть учёные, которым выгоднее было бы переводить статьи для журналов, шить сапоги даже, а они умирают с голоду, работают и не думают о перемене своих житейских обстоятельств». За подобную восторженность к немецким профессорам друзья приписывали Грановскому «обольщение… немецкой наукой».
Делясь первыми впечатлениями с друзьями, Грановский писал, что в Берлине «право, нельзя не учиться; <…>». Этому способствовала вся окружающая обстановка, но, прежде всего, особое отношение здешних профессоров к русским студентам: «они сами вызываются служить нам своими советами». Причину подобной благосклонности Грановский объясняет тем, что «эти господа большие охотники до крестов и подарков: помогая русским студентам, они надеются обратить на себя внимание нашего правительства и получить от него награду». Но впоследствии заключает, «каковы бы не были причины, следствия очень хороши и выгодны для нас».
В Берлинском университете Грановскому довелось слушать лекции правоведа Ф. К. фон Савиньи, географа К. Риттера, историков Л. Ранке, Ф.Л.Г. фон Раумера и К.Г. Цумпта, философов Г.В.Ф. Гегеля, К. Вердера, А. Тренделенбурга и многих других светил разных отраслей научных знаний. Выучив немецкий язык, студент приступает к занятиям. О занятиях философией, филологией и правом Грановский сообщал, что эти науки «читаются здесь лучше, чем где-либо». Он планировал посвятить философии целый семестр, т.к. считал, что ей «нельзя заниматься в промежутках других занятий». А вот при изучении истории впечатления студента не были столь однозначны…