Я недаром любил Берлин. V. Заграничный круг чтения Грановского.
Во время пребывания в заграничной стажировке Тимофей Грановский не ограничивался посещениями лекций и частных занятий у профессоров Берлинского университета, весёлым и интересным времяпрепровождением среди друзей и знакомых. Эпистолярное наследие жизни историка за границей свидетельствует о том, что в круг его интересов входило и чтение. В первый год своего пребывания в Берлине, в одном из писем к своим друзьям, он пишет, что читает очень много.
Впрочем, страсть к чтению у Грановского сформировалась ещё в детском возрасте. Домочадцы зачастую заставали юного Тимофея полностью поглощённого чтением. А мать Анна Васильевна Чарныш, поощрявшая это увлечение сына, регулярно доставляла ему книги из библиотек соседних имений графа Каменского и помещика Пушкарёва. Преимущественно это была приключенческая литература и исторические романы Вальтера Скотта. Увлечение чтением сохранялось и в годы его ученичества в московском пансионе Фёдора Кистера, в годы студенчества в Петербургском университете. Чувствуя недостаточность университетского образования, Грановский восполнял свои знания, читая художественную литературу, а в особенности историческую, читая труды Ф.П. Гизо, Л.А. Тьера, Б.Г. Нибура, Э. Гиббона и мн. др.
Мы видим, что интерес к истории у Грановского присутствовал на разных этапах его жизни, но обстоятельства не позволяли ему отдаться этой науке целиком. И лишь приехав в Берлин, он пишет друзьям, что «только теперь начал заниматься наукой, как должно» и не может «без грусти подумать о времени, которое так бесплодно тратил в Петербурге». К сожалению, материалы переписки не позволяют довольно полно представить круг его чтения в Берлине, но дают возможность понять, что желая набирать материал для своего курса по истории средних веков, Грановский читал много разной литературы.
Из писем за 1836 год мы узнаём о его увлечении книгами историка-философа, теолога, профессора Тюбингенского университета Давида Фридриха Штрауса «Жизнь Христа» (1) и приват-доцента Ватке «Библейское богословие». Несмотря на теологическую направленность книг, Грановский подчёркивает, что обе они были популярны не только среди богословов, но и всей читающей публики. Отмечая в работе Штрауса «необыкновенную учёность и красноречие», Грановский указывает разрушительность главной идеи автора: «Она решительно отвергает божественность Иисуса Христа. Я прочту сначала возражения, а потом саму книгу».
Из писем этого периода, мы узнаём, что он занимается изучением истории Финикии. Следовательно, в круг его чтения входили работы по данной тематике. Интересным в этом плане Грановский называл «извлечение из найденной Истории Санхонтиатона, с предисловием Гротефенда». Санхуниатон – древний финикийский автор, изложивший Историю Финикии. Впоследствии его История была потеряна и сохранилась лишь в небольших отрывках, переведённых на греческий язык Филоном Библским, которые были найдены германским филологом Фридрихом Вагенфельдом в одном из монастырей Португалии. Эта находка произвела огромное впечатление на Грановского: «Впрочем здесь всё ещё не доверяют подлинности этой рукописи, даже сомневаются в её существовании, потому что Вагенфельд, которому она прислана из Португалии, её не печатает и никому не показывает…» Заинтересовавшись данным вопросом, он добавил: «когда этот учёный процесс разрешится, то я пришлю в какой-нибудь из русских журналов подробную статью о Санхонтиатоне и о его истории».
Летом и в начале сентября 1837 года в Берлине разразилась эпидемия холеры. Неверов с Грановским тоже заболели, но болезнь не прервала их увлечённость чтением. В сентябрьском письме Грановский писал Григорьеву: «теперь читаю Вергилия, в котором нашел более хорошего, нежели думал. Хочу прочесть потом латинских историков всех по порядку. Впрочем, это более для удовольствия». В это же время он продолжал читать «Философию истории» Гегеля и настоятельно рекомендовал её Григорьеву. С ним же Грановский делился и своими планами: «материалы для моей «Истории средних веков» не собираются – от того, что библиотека заперта, но я надеюсь издать книгу эту скоро по приезде в Россию». В другом письме он сообщал тому же адресату, что, кроме своей средневековой истории, планирует изучать огромный период истории от римского императора Константина Великого до Карла Великого. И на протяжении зимы 1837-1838 годов он углубляется в чтение древней истории в новейших исследованиях немецких историков.
Зимой 1838 г. Грановский читал «Германскую мифологию» Якоба Гримма (2). Делясь впечатлениями с друзьями, он признаётся, что данное произведение даётся ему нелегко из-за многочисленных «филологических подробностей»: «Такую книгу не только написать, но и задумать мог только немец».
Помимо отзывов о книгах, Грановский предлагал своим друзьям снабжать их необходимой литературой, которая в Берлине была более доступна, нежели в России. Свои услуги он предлагал Неверову, поясняя, что имеет «большие счёты с книгопродавцем Эйхлером» (3), который отпускал ему книги в рассрочку: «<…> плачу ему по третям. У меня уже целая библиотека. <…> Библиотека моя стоит мне… более трёх тысяч рублей, в России она обошлась бы мне вдвое или даже втрое. Перевоз мне ничего не будет стоить: правительство берёт издержки на свой счёт». Движимый идеей «читать историю средних веков на славу», Грановский составил себе в Берлине «порядочную историческую библиотеку», которая впоследствии стала хорошо известна его коллегам и ученикам Московского университета (4).