В сказке «Неродица» у царя с царицей не было детей. Просили они у Бога хотя бы одного ребеночка «на погляденье». Жена родила дочь. Послали за пустынником. Стал царь его спрашивать: счастливая дочь родилась или нет. Пустынник сказал, что дочь несчастливая. Царь закрыл её в тереме, приставил к ней нянек, мамок. Когда исполнилось ей семнадцать лет, решил на белый свет выпустить. Пошла царевна по саду и всему дивилась: солнцу, месяцу, звездам. Увидела на море корабль и тоже удивилась, что за штука такая. Убежала она от нянек и поднялась на палубу. Как только поднялась, корабль от берега отошел. Пока няньки и мамки к царю бегали, корабль из глаз скрылся.
Царь пообещал выдать дочь замуж за того, кто ее отыщет. И вот с большим трудом, не без волшебной помощи, отыскал ее один парень, а сын боярский, который сам хотел жениться на царевне, бросил парня в беде во время бури на море. Однако царевич с помощью волшебства добрался до царства-государства. Тем временем боярский сын привез дочь к царю. Стали к свадьбе готовиться. На свадебном пиру царская дочь гостей вином обносит, а они ей подарки на поднос кладут. Положил парень на поднос кольцо, которое она ему когда-то подарила. Царевна и говорит: «Вот он меня спас, он мой жених». Взяли тогда барчонка к конскому хвосту привязали и в поле пустили. Там его конь растрепал.
В сказке «Купеческий сын» богатый купец построил мост через озеро. А под мостом приказчика посадил слушать, что приезжие говорить будут. Шли через мост нищие и молчали. Приказчик выскочил и стал их расспрашивать. Они сказали, что у купца жена родит мальчика, который что у Бога попросит, то тот ему даст. Приказчик поймал двух голубей, оторвал им головы, кровью губы матери, только родившей ребенка, вымазал, а когда купец из города приехал, сказал, что она младенца съела. Сам же ребенка на воспитание отдал. Купец убил жену. Когда мальчику исполнилось семь лет, приказчик взял его к себе. Мальчику сказал, что он его отец. Дошли они до реки. И приказал приказчик мальчику стать на колени и попросить у Бога, чтобы был построен город, а он в нём стал царём. Так всё по его просьбе и сделалось. В городе этом приказчик себе невесту присмотрел, обвенчался с нею.
Как-то раз мальчик, играясь, залез под кровать и заснул там. Стала молодая жена приказчика пытать: откуда мальчик у него. Он ей все рассказал. На утро мальчик выбрался из-под кровати и стал Бога просить, чтобы город провалился, а приказчик стал собакой. Вернулся мальчик в свой город, пошел в церковь, а там обедня идет. Дождался он конца службы, вышел из храма и спросил у людей (мира): «Мирушка православная, остановитесь! Правда ли, что купчиха съела мальчика? Правда ли это?» «Нет, говорят, не может, чтобы мать своего младенца съела».
При этом разговоре с миром присутствовал не только купец, но и мать явившаяся на суд с того света. Мир решил мальчика царём сделать, а приказчика этого уничтожить: утопить собаку в озере.
«Алый цвет» – всем известный вариант сказки «Аленький цветочек» также был записан Каллиниковым со слов Ермолая Серёгина. В орловской версии младшая дочь попадает к Змею. Живется ей у него лучше, чем дома. Змей отпускает девушку погостить к отцу на три дня. Но сестры уговаривают ее задержаться на четвертый день. Зависть движет ими, а не любовь к сестре. Когда главная героиня сказки возвращается к Змею, то не находит его дома и идет на пруд топиться. И там она видит Змея: одна половина – в воде, а другая – на берегу. Как только поцеловала она его, в то же мгновение он превратился в человека.
Итак, мы рассмотрели сюжеты нескольких сказок, записанных Каллиниковым, в которых действуют завистники. И здесь нам вспоминаются слова Василия Великого, который писал, что жестокостью своих нравов завистливые превосходят зверя и вопрошал: не превышают ли свирепостью самого неукротимого из них? Детоубийство, прелюбодеяние, воровство, клевета, обман – таковы деяния завистников.
Василий Великий пишет о том, что завистник – это всегда близкий, часто родной человек. «Действительно, так и бывает: не скиф завидует египтянину, но всякий своему соплеменнику; и из соплеменников завидуют не тому, кто неизвестен, но коротко знакомым; и из знакомых – соседям, людям того же ремесла и по чему-нибудь иному близким; и из них опять – сверстникам, сродникам, братьям. Вообще, как ржа есть болезнь хлебного зерна, так и зависть есть недуг дружбы». Вот и в сказках Ермолая Серёгина мы находим в рядах завистников злых жен, братьев, спасенных от беды друзей. Этот ряд можно продолжить героями народных сказок всех стран и народов.
Вспомним, Василий Великий считал, что зависть наносит самый сокрушительный удар по самому завистнику, потому и проявлял к нему христианское сочувствие.
Самарина И.В., научный сотрудник Музея писателей-орловцев
Иллюстрация Алексея Шевченко