В сказках Каллиникова все завистники плохо кончают, как правило, их казнят, тогда как те, кому они так стремились причинить горе, в конце сказки обязательно обретают счастье.
Да, зависть – причина многих бед положительных героев русских народных сказок, но ее разрушительные последствия обязательно побеждаются смирением, терпением, любовью, честностью. Иванушки-дурачки женятся на царевнах, бедные братья богатеют, оклеветанные жены живут до глубокой старости в любви и достатке, пострадавшие от несправедливых мачех падчерицы удачно выходят замуж.
Отцы церкви, богословы, не просто раскрывают суть зависти, они открывают перед верующими людьми пути ее преодоления. Причем в помощи, согласно их пониманию сути явления, в первую очередь, нуждаются не те, кому завидуют, а сами завистники.
Вот, что писал по этому поводу Василий Великий: «Как можем или никогда не страдать сею болезнию, или, подпав ей, избежать её? Во-первых, можем, если из человеческого не будем ничего почитать великим и чрезвычайным, ни того, что люди называют богатством, ни увядающей славы, ни телесного здоровья, потому что не в преходящих вещах поставляем для себя благо, но призваны мы к причастию благ вечных и истинных. Поэтому недостойны еще нашего соревнования – богатый ради его богатства, властитель ради величия его сана, мудрый ради обилия в слове. Это – орудия добродетели для тех, которые пользуются ими хорошо, но в самом себе не заключают блаженства. Но если непременно желаешь славы, хочешь быть виднее многих и не терпишь быть вторым (ибо и это бывает поводом к зависти), то честолюбие твое, подобно какому-то потоку, направь к приобретению добродетели. Ни под каким видом не желай разбогатеть всяким способом и заслуживать одобрение чем-либо мирским. Ибо это не в твоей воле. Но будь справедлив, целомудрен, благоразумен, мужествен, терпелив в страданиях за благочестие».
В помощь людям богослов дает и житейский совет — держаться подальше от завистников: «Как удобовозгораемое вещество заботимся мы класть подальше от огня, так, по мере возможности, не надобно сводить дружеских бесед с завистливыми, поставляя себя вдали от стрел зависти. Ибо не иначе можно предаться зависти, как сближаясь с нею в тесном общении».
Сюжетная линия сказок, приключения героев, их судьбы призваны привести простодушного слушателя к тем же выводам: не завидуй – добром это не кончится; оставайся честным, чистым душой, добрым, милосердным – с этими добродетелями ты обязательно победишь всех врагов: Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, Змея о двенадцати головах и злейшего из всех врагов – Зависть.
Самарина И.В., научный сотрудник Музея писателей-орловцев
Иллюстрация Алексея Шевченко