Что нужно сделать, чтобы в свой выходной, в дни своего отпуска, человек захотел посетить именно наш музей? Ведь если посещение школы, института, работы обязательно для нас, то поход в музей – дело выбора и желания.
Поэтому квалифицированный музейный работник сочетает в себе и навыки психолога, и хорошего собеседника, и специалиста, владеющего специфическими формами работы с людьми.
И если в ежеквартальных отчетах термин «культурно-просветительская работа» исчезать никуда не собирается, то в работе с посетителем на сегодняшний день все гораздо сложнее.
В 1990 годы происходит смена общественного строя, уходит в прошлое то, что называлось «советским», и в свою очередь, так называемая «научно-просветительная» работа меняется на «культурно-образовательную».
Соответственно новой парадигме, экскурсовод не просто тот, кто назидательно механически передает набор знаний.
Задачей здесь становится обращение к внутреннему миру музейного посетителя через воздействие на его чувственно-эмоциональную сферу и многие другие факторы.
А недавно мне встретились очень знакомые типажи посетителей орловского музея в следующем наблюдении.
Исследователь музейного дела Джон Фальк предложил следующую классификацию посетителей.
- Искатели/исследователи движимы познавательным интересом: они стремятся узнать что-то новое, хотят открытий, любопытны.
- Проводники руководствуются социальной мотивацией, их основная задача – дать возможность своим спутникам узнать что-то новое и получить интересный опыт.
- Профессионалы/увлеченные хорошо разбираются в предмете и имеют специфический интерес, приходят в музей, чтобы углубить свои знания о конкретном объекте или проблеме.
- Ищущие впечатлений/интересного опыта посещают музеи ради самого посещения: это могут быть туристы, рассматривающие музей как одну из достопримечательностей, горожане, услышавшие о недавно открывшейся выставке, те, кто стремится приобщиться к посещению популярных музеев.
- Ищущие «подзарядки» рассматривают музей как способ отключиться от повседневности, от внешнего мира, приходят в музей за духовным опытом, получают удовольствие от особой атмосферы, созерцания искусства и т.д.
Мелочей нет нигде, нет мелочей и в профессии работника музея.
Почему-то попутно вспомнился когда-то актуальный и привычный музейный атрибут – Музейные тапочки.
Огромные, обязательно черные или коричневые, они делали посетителя похожим на неуклюжую утку. Тапочки были обязательны к применению, да. Ну, по крайней мере, в музее Лескова, где прошло мое детство, и где работала моя мама. Уже тогда мне всегда казалось, что, воздвигнув их на ноги, гомонящая и такая разная толпа посетителей как-то сразу притихает, становится более управляемой, ну а по внешнему эмоциональному выражению плавно плюсует ещё один мрачноватый цвет спектра – серый. Серая масса, послушно передвигающаяся по знаку указки экскурсовода, похожего на учителя: «Пройдемте в следующий зал».
Информационные ресурсы и экономические реалии, конкуренция и многие другие факторы уже несколько десятилетий дают понять: от назидательной механической передачи набора знаний профессионалу необходимо двигаться дальше.
Продолжение следует.