«Здравствуйте, мы хотели бы посетить Ваш музей» – как часто мы слышим эту фразу, когда открывается дверь, и на пороге нашего музея стоят посетители.
Что же и как мы можем предложить нашим гостям, в числе которых и жители города, и те, кто приехал из различных уголков страны? В Российской музейной энциклопедии указано, что «культурно-образовательная деятельность музеев» – это «базовые» формы: лекции и экскурсии, и традиционные – конечно же, это знакомые всем нам конференции, чтения, а также индивидуальные консультации.
Этот же источник указывает на «получившие распространение на рубеже 1970-1980-х музейные праздники, театрализованные представления, встречи с интересными людьми».
И ведь действительно, все это было… Как уютно и тепло было в те времена в том же музее Лескова, сотрудники с воодушевлением приносили с собой из дома домашние сладости, пирожные, пончики, печенье, накрывали широкий стол, и тут же с детства проникались этой особой атмосферой дети сотрудников, приезжали гости – литературный критик Л. Аннинский, В. Гафт, правнучка Лескова. Общение за этим столом забыть невозможно.
Ну а совсем недавно, в сентябре 2020 года, музей писателей-орловцев посетил родственник поэта Елены Благининой, Алексей Архипов. В орловском музее он сфотографировался в зале советских писателей рядом с экспонатами, посвященными его родственнице. Эти вещи были переданы орловскому музею племянником Елены Александровны – Александром Дмитриевичем Благининым. В ходе встречи фонды музея также пополнились новыми документами.
А на сегодняшний день на повестке дня уже «рекреационная функция музея», которая в приложении к актуальной образовательной задаче позиционируется как перспективная. Новые формы образовательной деятельности – это интерактивные уроки, ролевые игры, театральные представления (яркий пример – это новогодние мероприятия музея писателей-орловцев «Зимушка-Зима», «Сто ёлок», «Царица Роза». Особенность здесь в том, что приглашенных актеров уже нет, как это было в годы восьмидесятые, девяностые. Роли, постановка, реплики, а так же сам реквизит и костюмы – все выполняется и обеспечивается силами сотрудников.
Ну а что же с «образовательной формой деятельности музея»? Наверное, наиболее удачно эту задачу сформулировала в своем учебном пособии «Основы музейного дела», Л.М. Шляхтина, где она указывает такие направления, как информирование, обучение, развитие творческих начал, общение и отдых.
Согласимся, что музеям сейчас приходится выживать в конкурентной борьбе с широкой индустрией развлечений.
Я провожаю экскурсантов из Москвы, или гостей, как мне больше нравится их всегда называть, на крыльце нашего старинного одноэтажного музейного особняка, показываю, как пройти в музей Бунина.
– Мы так устали от мегаполиса… понимаете? А у Вас такая атмосфера, такие уютные дома, так спокойно, приветливые люди, можно узнать столько о прошлом веке, книгах… о том, чего у нас нет.
Уже вечереет, очень тихо, и совсем рядом с нами, в саду, в шуршащей листве, падает несколько на удивление румяных яблок.
Важнейшее призвание музея – это реализация возможности соприкоснуться с миром прекрасного, обогащение знаниями своих посетителей, но в настоящее время одного этого уже недостаточно. Музеевед Д.Е. Озерова цитирует известного немецкого специалиста музейного дела Ганса Швиера, который видит современный музей «как место досуга». Возможности музея будущего видятся ему в «синтезе традиционных и новаторских действий».
Впечатление от посещения в музей зачастую складывается из огромного количества деталей, которые посетитель не замечает, от улыбки и приветствия экскурсовода, до продуманного продвижения по экспозиции. И разговор обо всем этом мы продолжим.