Тем, кому дорога наша русская сущность, русская душа, — тем должна быть дорога память того, кто беззаветно любил Россию и отдал ей все свои силы.
Борцом за сохранение черт русскости в русских людях был Петр Васильевич Киреевский (1808-1856гг.). Сознавая важность сохранения русскими людьми черт своего своеобразия, чтобы не утратить своего национального характера, П.В. Киреевский сохранил песенные богатства России на все последующие века, совершив один из самых великих подвигов в истории русской культуры.
Уже современники Киреевского прекрасно осознавали значение Собрания народных песен. Талантливый поэт пушкинского круга Николай Языков писал: «…тот, кто соберет сколько можно больше народных песен, сличит их между собою, приведет в порядок и проч., тот свершит подвиг великий и издаст книгу, какой нет и не может быть ни у одного народа, положит в казну русской литературы сокровище неоценимое и представит просвещенному миру чистое, верное золотое зеркало всего русского».
Понимая, что песня – зеркало души русской, Киреевский собирает воедино все виды и жанры народной поэзии. Только такой охват мог передать богатство и разнообразие песенной культуры русского народа, его самобытность и избранность.
«Полнота национальной жизни может быть только там, где уважено предание и где простор, — писал Петр Киреевский. – Кто не слыхал русской песни над своей колыбелью, и кого ее звуки не провожали во всех переходах жизни, у того, разумеется, сердце не встрепенется при ее звуках <…> Что живо, то самобытно».
Киреевский поддерживал живую связь с народом непрерывно в течении всей жизни. Поселившись в 1837 г. в своем родовом имении Киреевская Слободка Орловской губернии, где он работал над Собранием народных песен, Петр Васильевич еще более сближается с крестьянином, еще более вглядывается в его быт. Сама природа здесь «дышала Россией», эти места являли собой прелести настоящей черноземной русской деревни…
Петр Киреевский представляет воплощение народной стихии. Этой стихией были всецело пропитаны его чувства и мысль. Он обладал беспримерным чутьем народного, сильнее всего на свете любил русский народ и все им созданное; истину и красоту понимал только в тех формах, какие предал им русский ум.
Именно на этой стихийной цельности Киреевского основано его историческое значение. Не собранием народных песен, не исследованиями в области русской истории он исполнил свое жизненное признание, но тем, что в определенный момент он явился среди русского образованного общества, как живое воплощение русского народного духа и как живая связь между народом и этим оторвавшимся от народа обществом.
Что люди лишь частично угадывали и любили в истории, в быте, преданиях и песнях народа, то здесь предстало, как самородный слиток. В Петре Киреевском было то внутреннее пламя, которое смогло подвигнуть на продолжение его дела многих русских просветителей.