Имена

Иван Егорович Вольнов

Ива́н Его́рович Во́льнов (настоящая фамилия — Владимиров; 3 [15] января 1885, с. БогородицкоеОрловская губерния — 9 января 1931, там же) — русский писатель. (Личный фонд в ОГЛМТ № 13)

Биография

Родился в бедной крестьянской семье. Учился в церковно-приходской школе, как одарённый ученик направлен в двухклассное училище, в 14 лет определён помощником учителя. В 1900-04 учился (за счёт земства) в Курской учительской семинарии, по окончании поступил учителем в земскую школу.

В 1903 году вступил в партию эсеров, под видом нищего ходил по деревням, вёл революционную пропаганду среди крестьян, распространял нелегальную литературу. В ноябре 1905 года арестован; в дальнейшем неоднократно подвергался репрессиям, садистским избиениям тюремными надзирателями. В 1905—1907 годах принимал активное участие в аграрном революционном движении на Орловщине. В 1908 организовал в Донбассе боевую дружину. В июне 1908 года арестован при попытке застрелить мценского исправника. Более года находился в Орловской каторжной тюрьме, четыре месяца носил ручные кандалы — «самый страшный» период «в моей жизни по тем ужасам, что пришлось мне наблюдать». О пережитом, о положении заключённых в царских тюрьмах опубликовал ряд очерков в издаваемой В. Л. Бурцевым в Париже газете «Будущее», а также рассказы «Как это было», «На рубеже», «Осенью». В 1909 году сослан в Енисейскую губернию (село Кондратьево Канского уезда), в июле 1910 бежал, до мая 1917 жил за границей (главным образом в Италии).

В Цюрихе (1910) участвовал в рукописном журнале русских студентов-эмигрантов. Литературный дебют (хотя начал писать с десяти лет) — стихотворение в прозе «Три грезы». На Капри (январь 1911) встретился с М. Горьким, который убедил Вольнова положить в основу его творчества личный жизненный опыт, взял на себя роль наставника, первого редактора и критика. Под его руководством Вольнов написал самое значительное своё произведение «Повесть о днях моей жизни» (впервые под названием «Повесть о днях моей жизни, радостях моих и злоключениях»). Горький оценил написанное как «очень интересную и даровито сделанную» вещь и в дальнейшем неоднократно повторял, что Вольнов «способен в будущем дать литературе русской вещи очень значительные». Вольнов был одним из первых писателей, кто показал жизнь деревни накануне и во время первой русской революции «с мужицкой точки зрения», глазами мальчика, потом юноши, отличающегося душевной чуткостью и страстным стремлением к знанию и правде, выстраданной заповедью которого стало: «не бить детей, не мучить женщин и не пить вина, — не жить вообще той дикою, мучительною жизнью, которой живут они, а искать всеми силами лучшее, которое… есть на свете».

В 1915—1917 годах Вольнов работал над циклом очерков «Огонь и воды», в котором хотел изобразить судьбу одного крестьянского рода на протяжении нескольких поколений (написал 9 очерков; до 1917 опубликованы «Мафусаилы», «Круги жизни»).

Вернувшись после Февральской революции 1917 года в Россию, Вольнов был назначен комиссаром Временного правительства в Малоархангельском уезде. Был избран членом Учредительного собрания. В 1918 году ездил в Сибирь за хлебом для Советской республики. В октябре 1919 года встречался в Кремле с В. И. Лениным. В 1919—1920 годах боролся в Поволжье с тифом. В повестях «Самара» и «Встреча» развенчал вождей эсеровского движения, показал антинародность Добровольческой армии. После Гражданской войны принимал деятельное участие в жизни родного села, писал рассказы и очерки о жизни новой деревни.

Другие произведения

Рассказы и очерки: «После смены», «Прокошка», «Давыд», «На отдыхе».

[свернуть]

Пётр Лукич Проскурин (22 января 1928, с. Косицы, Брянская губерния — 26 октября 2001Москва) — советский русский писатель. Герой Социалистического Труда (1988). Лауреат Государственной премии СССР (1979). Член КПСС с 1971 года.

Биография

П. Л. Проскурин родился 22 января 1928 года в посёлке Косицы (ныне Севского района Брянской области) в крестьянской семье. В подростковом возрасте пережил оккупацию. До 1950 года работал в колхозе. После службы в СА (1950—1953) он остался на Дальнем Востоке, ра­ботал — среди прочего — на лесоповале и лесосплаве, там начал и литературную деятельность. Печатается с 1958 года. В 1957—1962 годах жил в Хабаровске, в 1962—1964 годах — в Москве, в 1964—1968 годах — в Орле, затем окончательно посе­лился в Москве. Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А. М. Горького (1964). В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».

В 1990 году подписал «Письмо 74-х».

П. Л. Проскурин умер 26 октября 2001 года в Москве. Похоронен в Брянске.

Некоторые семейные тайны писатель впервые приоткрыл лишь во второй книге своего автобиографического романа «Порог любви», которая появилась в печати уже после его смерти.

Семья

Отец — Лука Захарович Проскурин в 1928 году выступил на своей родине, в посёлке Косицы, организатором колхоза имени Ильича, участвовал в раскулачивании односельчан. Поэтому он в какой-то момент предпочёл перебраться на юг, в Назрань. Там он стал работать главбухом мукомольного комбината. Но при первой же ревизии у него была обнаружена недостача, и Лука Проскурин был арестован. На малую родину он вернулся уже в конце 1930-х годов.

«Года за два до начала войны и случилось несчастье, перекосившее всю жизнь не только его самого, но и его семьи, и всех связанных с ним людей. У него случилось заражение правой руки, чуть ли не гангрена, был отнят указательный палец, и рука стала сохнуть — таких в народе зовут сухорукими. Ему выдали белый билет, призыву в армию он не подлежал, и когда Севск заняли немцы, он тотчас очутился в концлагере. Отец был черноволос и черноглаз, и его приняли за цыгана. Его же начальник, заведующий Севским гортопом — Ковалёв, как партийный, тоже оказался в концлагере под Глуховом, на Украине (километров семьдесят от Севска). Он был вдов, жил со старушкой-матерью и двумя сыновьями. Отец вышел из концлагеря уже сломленный, согласился сотрудничать с немцами».
— Пётр Проскурин, Чёрные птицы. «Роман-газета», 2005, № 22.

Будучи старостой, Проскурин-старший проявил рвение, а позже отступил с немцами. После освобождения Брянщины советские солдаты поторопились повести мать и детей Проскуриных на расстрел. От гибели их спас случайно проезжавший мимо глава района.

Жена — Лилиана Рустамовна Проскурина (творческий псевдоним Анна Гвоздева; 1935—2011), советская и российская журналистка, мемуаристка. Дочь советского журналиста и писателя Рустама Агишева. Автор мемуаров «Вселенная летит со скоростью любви» (2011). Похоронена рядом с мужем на Центральном кладбище Брянска.

Дети:

Библиография

Собрания сочинений

  • Собрание сочинений в 11 томах. М.: Голос; Русский архив., 1993—1994 (вышли тома 1-3)
  • Собрание сочинений в пяти томах. М., Современник, 1981—1983.
  • Избранные произведения в 2-х томах. М., Художественная литература, 1976. — 100 000 экз.

Повести и рассказы:

  • «Цена хлеба», 1961;
  • «Любовь человеческая», 1965,
  • День смятения, М., 1971
  • «Азъ воздам, Господи»

Романы:

  • «Глубокие раны», Хабаровск, 1960; 1964
  • «Горькие травы», М., Советский писатель, 1964;
  • «Исход», 1966;
  • «Корни обнажают­ся в бурю», М., Советский писатель, 1962
  • «Камень сердолик», М., Молодая гвардия, 1968
  • «Черта», 1972
  • «Судьба», 1973
  • «Имя твоё», 1978
  • «Словом не убий». Главы из автобиографической книги // «Наш современник», 1982, № 6
  • «Чёрные птицы», «Роман-газета», 1983
  • «Полуден­ные сны», 1985
  • «Порог любви». Повесть встреч и дорог, 1986
  • «Отречение» // «Москва», 1987, № 9-12, 1990, № 7-9 (кн.2)
  • «Седьмая стража», 1995
  • «Число зверя»[4]

Роман «Судьба» (1972), раскрывающий в судьбах своих героев судьбы народные, динамику исторических событий эпохи строительства социализма и Великой Отечественной войны 1941—1945, стал одним из заметных произведений 1970-х гг. Экранизирован («Любовь земная» и «Судьба»).

Романы Проскурина «Судьба» (1972) и «Имя твоё» (1977) представляют собой монументальное произведение необычайной широ­ты охвата, изображающее несколько десяти­летий советской истории (1 часть: 1929—1944, 2 часть: до наших дней), здесь и деревенская жизнь, и полёты в космос, и персонажи из всех слоёв населе­ния, и лично Сталин, и общественная крити­ка, и пропаганда русского великодержавия. В сво­ём творчестве Проскурин приспосабливает пережи­тое на личном опыте к некоей тогда не со­всем обычной картине советской истории, он подчёркивает ответственность руководителей, роль партии. Он пишет широкими мазками, не проявляя особого интереса к форме произведения[5].

Изданный в 1987 году роман «Отречение» является продолжением романов «Судьба» и «Имя твоё», образуя с ними трилогию. Публикация произошла во времена перестройки, и роман отличается резкой критикой позднесоветской действительности от предыдущих частей.

Награды и премии

[свернуть]
Из истории праздника

                                                                                                               Из истории праздника

День славянской письменности и культуры (День святых Кирилла и Мефодия) – российское название праздника, приуроченного ко дню памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла (IX век).

Аналогичные государственные торжества существуют в ряде иных славянских стран.

История праздника восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X-XI веках. Самые ранние данные по празднованию 11 мая (24 мая по новому стилю) дня равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия, известных также как «Солунские братья», датируются XII веком, хотя они были признаны святыми ещё в конце IX века. В отдельности память святого Кирилла отмечается 14 февраля (27 февраля по новому стилю), святого Мефодия – 6 апреля (19 апреля по новому стилю), в дни их смерти.

Общий праздник святых Кирилла и Мефодия отмечался болгарской церковью и в следующие века, а в эпоху болгарского Возрождения превратился в праздник созданной ими азбуки. Этот праздник выражал духовное стремление к церковной независимости, национальному самоопределению, расцвету просвещения и культуры болгар. Праздник отмечался не только в болгарских землях, но и среди эмигрантов в России и Румынии, болгарских студентов за границей, заключенных в турецких тюрьмах.

Празднование памяти святых братьев ещё в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием исторических и политических обстоятельств, было утрачено. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей. В 1863 году в России было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю).

День болгарского просвещения, культуры и славянской письменности является официальным болгарским национальным праздником. Отмечается 24 мая. В этот день болгары чествуют не только болгарскую культуру, но и создателей славянской азбуки (кириллицы) равноапостольных святых Кирилла и Мефодия.

Впервые праздник болгарской письменности, прошедший 22 мая 1803 года в Шумене, упоминается в армянской летописи 1813 года. По инициативе деятеля Болгарского возрождения Найдена Герова (1823-1900) праздник стали отмечать в 1851 году в Болгарии (сначала в Пловдиве, затем в Шумене, Ломе, Стамбуле, а потом и по всей стране). 11 мая было избрано в связи с тем, что этот день был общим церковным праздником обоих святых.

В 1892 году учитель музыки из Русе Стоян Михайловский (1856-1927) написал текст общешкольного гимна, названного «Гимн святых Кирилла и Мефодия». Гимн состоял из 14 строф, из которых обычно исполняют первые шесть. Болгары знают его по первой строке «Върви, народе възродени!» («Вперед, народ возрожденный!»). В 1900 году композитор Панайот Пипков (1871-1942), в то время учитель в Ловече, написал музыку к гимну.

С введением в Болгарии Григорианского календаря в 1916 году церковный и светский праздник был объединен в один – 24 мая. В 1969 году церковный календарь был отделен от светского, и праздник пришёлся на 11 и 24 мая соответственно. 30 марта 1990 года решением 9-го Народного собрания Болгарии 24 мая объявлен официальным праздником – Днём болгарского просвещения, культуры и славянской письменности.

И по сей день в Болгарии в канун 24 мая устраивают праздники букв и викторины знаний. Венками из живых цветов школьники украшают портреты Кирилла и Мефодия. Кроме того, научные деятели, преподаватели школ и вузов возлагают венки и цветы к памятникам Кириллу и Мефодию. Звучит гимн Кириллу и Мефодию.

Обычно к празднику приурочиваются другие культурные события, к примеру, «Салон искусств» в Народном Дворце в Софии, книжные ярмарки, поэтические чтения, книжные выставки и пр.

По пышности и масштабности празднования в Болгарии превосходят отмечание праздника в других славянских странах. В социалистический период в городах и крупных поселках 24 мая устраивались массовые манифестации школьников и преподавателей начальных и средних школ, которые проводятся и в настоящее время. Неделя около 24 мая – также пора «абитуриентских балов» выпускников средних школ.

С присоединением Болгарии к Европейскому союзу 1 января 2007 года кириллица стала его третьей официальной азбукой.

В 1863 году Российский Святейший Синод определил, в связи с празднованием тысячелетия Моравской миссии святых Кирилла и Мефодия, установить ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла 11 мая.

В 1985 году в СССР, когда отмечалось 1100-летие преставления Мефодия, день 24 мая был объявлен «праздником славянской культуры и письменности».

30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении «Дней славянской культуры и письменности». Столицей праздника каждый год становился какой-нибудь новый населенный пункт России (кроме 1989 и 1990 годов, когда столицами были соответственно Киев и Минск). Участниками первого праздника, который состоялся в 1986 году в Мурманске в рамках традиционных литературных встреч “Дни Баренцева моря”, стали писатели: В. С. Маслов, В. Смирнов, В. Тимофеев, О. Воронова, Б. Орлов, Н. Колычев, И. Козлов, В. Сорокажердьев, В. Санги, В. Крупин, Ю. Кузнецов, В. Устинов, Ю. Медведев, С. Шуртаков, В. Личутин, В. Бондаренко, И. Меркурьев, В. Шапошников, Г. Юшков, В. Шириков.

1986 год – в Мурманске прошёл первый праздник под названием «Праздник письменности».

1987 год – Вологда.

1988 год – Великий Новгород.

1989 год – Киев.

1990 год – Минск.

1991 год – Смоленск.

1992 год – Москва.

1993 год – Москва.

1994 год – Владимир.

1995 год – Белгород.

1996 год – Кострома.

1997 год – Орёл.

1998 год – Ярославль.

1999 год – Псков

2000 год – Рязань.

2001 год – Калуга.

2002 год – Новосибирск.

2003 год – Воронеж.

2004 год – Самара.

2005 год – Ростов-на-Дону, Новочеркасск.

2006 год – Ханты-Мансийск.

2007 год – Коломна.

2008 год – Тверь.

2009 год – Саратов.

С 2010 года основные торжества всегда будут проводиться в Москве

[свернуть]
Елена Александровна Благинина

                                                                 Елена Александровна Благинина родилась 27 мая 1903 года

 

Над рожью, дождиком

примятой,

Стоит денёк почти

сквозной.

Орловский ветер

пахнет мятой,

Полынью, мёдом,

тишиной…

Автор этих строк, уроженка орловской деревни Елена Благинина не сразу поняла, что родилась поэтом. Дочь багажного кассира на станции Курск-I, внучка священника собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве (время было трудное: двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же – в годы студенчества – в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны.

Потом был Высший литературно-художественный институт в Москве, которым руководил поэт Валерий Брюсов.

В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя – Е. Благинина. «Ребята любили и её, и её стихи – прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», – вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.

За журнальными публикациями последовали книги. В 1936 г. почти одновременно вышли поэма «Садко» и сборник «Осень». Потом было много других книг: Елена Александровна прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических. Работала она и над переводами, знакомила ребят с поэзией Тараса Шевченко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко. Самое известное и знакомое с детства каждому стихотворение, написанное Еленой Александровной:

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

 

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

 

И сказала я лучу:

– Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

 

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

– Ничего, – шепнул он будто, –

Посидим и в тишине!..

Лучшее из всего созданного Еленой Благининой вошло в сборники «Журавушка» (1973, 1983, 1988), «Улетают-улетели» (1983), «Гори-гори ясно!» (1990). Последний появился, когда Елены Александровны уже не было в живых, он умерла в 1989 г.

[свернуть]
Писатель Евгений Константинович Горбов

Писатель Евгений Константинович Горбов родился 9 марта 1906 года в местечке Теплик Каменец-Подольской губернии (ныне Винницкая область). После смерти отца он в трехлетнем возрасте с матерью, которая работала медсестрой в военном госпитале, в 1909 году попал в Елец. В доме, где они поселились с матерью, мальчик нашел брезентовую сумку и маленький самоварчик, принадлежавшие ранее М. М. Пришвину. Поступив в Елецкую гимназию в 1919 году, он узнал, что одним из его преподавателей будет М. М. Пришвин. Встреча с писателем так повлияла на мальчика, что в 13 лет он сам попробовал писать стихи и прозу.

С 1920 года Е. К. Горбов начал работать: сторожем, ремонтником на железнодорожной станции, весовщиком, рассыльным. И все это время он писал заметки в городскую газету. В апреле 1926 года Евгений Константинович стал сотрудником Елецкой газеты «Набат», которая связала его с журналистикой на всю жизнь.

В 1934 году в журнале «Подъем» (№ 7-8) было опубликовано первое крупное произведение писателя – повесть «Черный князь». Перед Великой Отечественной войной появились его рассказы «Золотой век» (1935), «Борода Аарона» (1936), повесть «Куриная слепота» (1941).

«Есть безошибочный признак настоящей вещи в литературе – чувство свежести и радости, какие она оставляет. Радости за талантливость автора, за прелесть языка, за превосходные детали… Такие вещи, как «Куриная слепота» покоряют, и это и есть подлинное искусство», – писал К. Паустовский автору повести 8 января 1945 года, от души благодаря Е. К. Горбова «за эту чудесную, блестяще написанную, совершенно обаятельную повесть».

Война застала Евгения Константиновича в Ельце – он работал в железнодорожной газете «Сигнал». Здесь, в непосредственной близости от фронта, им были написаны повести «Мирные жители» и «Любимый город» о жизни прифронтового Ельца.

Осенью 1943 года Е. К. Горбов переехал в Орел, где стал работать в газете «Орловская правда». В 1945 году он был принят в ряды Союза писателей СССР.

После войны в соавторстве с орловским писателем А. Яновским им была написана пьеса «Первый салют» о битве на Курской дуге. В 1950-1970-е годы публикуются его книги: «Феня», «Дом под тополями», и другие.

В Орле Евгений Константинович был руководителем литературного объединения молодых авторов, членом редколлегии «Орловского литературного альманаха». Он был награжден орденом «Знак Почёта».

Умер Е. К. Горбов 13 мая 1973 года в г. Орле.

[свернуть]
Владимир Андреевич Мильчаков

Владимир Андреевич Мильчаков родился в 1910 году в семье крестьянина д. Ульяново Вятской губернии. Девяти лет остался без отца, несколько лет беспризорничал, изредка попадая в детские дома.Читатель знает В. Мильчакова как автора остросюжетных произведений, написанных на материале Великой Отечественной войны. На фронте В. Мильчаков был разведчиком.

В 1925 году вступает в комсомол, с 1926 года по путевке комсомола начинает работать в уголовном розыске Алтайского края, Западной Сибири, Казахстана, Средней Азии. В 1938 году, подготовившись самостоятельно, поступает на исторический факультет Средне-Азиатского государственного университета. В период учебы появляются его первые стихи на страницах республиканских газет. В 1939 году в издательстве детской литературы Ташкента выходит первый сборник его стихов.

На войне прошел путь от солдата до офицера. Участвовал в штурмах Бреста, Кенигсберга, Берлина. После войны работал в редакции газеты Туркестанского военного округа, в аппарате Союза писателей Узбекистана. В 1950 году окончил партийную школу, до 1955 года работал редактором журнала «Звезда Востока». В этот период он много пишет. Книга «Разведка идет впереди», которая в 1949 году вышла в Ташкенте, была переиздана в Москве и переведена на польский язык. «Рассказы» (1950), «Всегда вперед» (1951), «Рассказы о недавнем прошлом» (1954), «Дорога солдата» (1955), «Мои позывные Россия (1956, 1961), «Таких щадить нельзя» (1958, 1965). Выступал как публицист и переводчик с узбекского.

В 1959 году Мильчаков переехал в Орёл. В январе 1960 года стал ответственным секретарем Орловского отделения Союза писателей СССР. В 60-ые годы создал инсценировки повестей «Разведка идет боем» и «Таких щадить нельзя», они были поставлены на сценах Орловского и Владимирского драматических театров.

В 1964 году тяжело заболел, но продолжал работать. Вышли в свет: «Загадка 602-й версты» (1968), «Бой у старого Мазара» (1969) «Птенцы орлов» Кн.1-2(1969-1974), «Погоня» (1977).

Мильчаков неоднократно избирался депутатом райсовета, горсовета, был делегатом Х1 съезда Коммунистической партии Узбекистана, делегатом 2 съезда писателей РСФСР, У съезда писателей СССР.

Награждён двумя орденами «Знак Почёта», двумя орденами «Красной Звезды», орденом Трудового Красного Знамени.

5 января 1973 года Владимир Мильчаков ушёл из жизни. Похоронен на Троицком кладбище в Орле.

[свернуть]
Лев Овалов

Лев Овалов (настоящее имя Лев Сергеевич Шаповалов) – советский писатель, автор детективных произведений о чекисте-контрразведчике майоре Пронине.

Лев Шаповалов родился в Москве в дворянской семье. Отец погиб в Первую мировую войну. В 1918 году его мать, Тверитинова-Шаповалова вместе сыновьями уехала в село Успенское Орловской губернии. В том же году Лев Шаповалов вступил в комсомол и возглавил сельскую комсомольскую ячейку, в 1920 году вступил в ВКП(б). В 1921 году – секретарь Малоархангельского уездного комитета РКСМ.

В 1923 году Лев Шаповалов был направлен на учёбу в МГУ, учился на медицинском факультете. Во время учёбы также занимался общественными науками, работал заведующим библиотекой. В это же время он посещал занятия в литературном кружке «Антенна» при Хамовническом райкоме партии, его очерки под псевдонимом Лев Овалов публиковались в «Рабочей Москве» и «Крестьянской газете». В 1928 году он был назначен главным редактором журнала «Селькор» В том же году вышла его первая повесть «Болтовня». В 1930-х годах Лев Овалов работал в редакции газеты «Комсомольская правда», возглавлял редакции журналов «Вокруг света» и «Молодая гвардия».

В 1939 году Л. Овалов был главным редактором журнала «Вокруг света». Именно для этого журнала и написан рассказ «Синие мечи» – первый в цикле о майоре Пронине, после чего шесть рассказов о герое были напечатаны в 1939-1940 годах в журналах «Вокруг света» и «Знамя», затем вышли отдельным изданием в серии «Библиотечка красноармейца», а в 1941 году вошли в сборник «Приключения майора Пронина». В том же году в журнале «Огонёк» был опубликован роман «Голубой ангел», продолживший серию о майоре Пронине.

5 июля 1941 года Лев Овалов был арестован по обвинению в разглашении секретных сведений и осуждён, после чего 15 лет провёл в трудовых лагерях и ссылке. Там писатель работал по основной специальности – врачом, и познакомился с медсестрой Валентиной Клюкиной, с которой с конца 1940-х годов они начали жить вместе.

В это же время, в начале Великой Отечественной войны, его младший брат Дмитрий попал в плен и почти до конца войны находился в немецком концлагере, откуда был освобождён союзниками, но в СССР уже не вернулся.

В 1956 году Лев Овалов был реабилитирован и вернулся в Москву. С 1957 года им было написано и издано ещё три романа из цикла о майоре Пронине, последним из которых стал роман «Секретное оружие». В нём автор рассказывает об охоте одной из империалистических разведок за открытием советских ученых, создавших единую теорию поля.

В дальнейшем Овалов писал произведения на социально-производственную и историческую тематику.

Умер Лев Овалов 30 апреля 1997 года. По его завещанию писатель был кремирован, прах смешан с прахом его матери, хранившимся в семье, и развеян над водами канала имени Москвы возле его дачи.

Библиография:

1939 – «Синие мечи» (рассказ)

1939 – «Зимние каникулы» (рассказ)

1939 – «Сказка о трусливом чёрте» (рассказ)

1940 – «Куры Дуси Царёвой» (рассказ)

1940 – «Agave mexicana» (рассказ)

1940 – «Стакан воды» (рассказ)

1941 – «Голубой ангел» (повесть)

1958 – «Медная пуговица» (роман)

1962 – «Секретное оружие» (роман)

Другие произведения[править | править вики-текст]

1928 – «Болтовня» (повесть)

1929 – «Ловцы сомнений» (роман)

1931 – «Путь в завтрашний день» (роман)

1931 – «Июль в Ойротии»(роман), написан в соавторстве с его тогдашней женой А. Шаповаловой

1934, 1936 – «Утро начинается в Москве», роман в двух книгах

1936 – «Здоровье» (повесть)

1937 – «Зина Дёмина» (роман)

1939 – «Лимонное зерно» (сборник рассказов)

1940 – «Поездка в Ереван» (книга путевых заметок)

1957 – «Букет алых роз» (роман)

1962 – «История одной судьбы»

1966 – «Помни обо мне»

1972 – «Январские ночи»

1982 – «Двадцатые годы»

[свернуть]
Вырубовы

Вырубовы – дворянский род, чьи корни уходят в глубь веков и поставили на службу России много достойных представителей.

 

Николай Васильевич Вырубов – родственник А.А. Фета и И.С. Тургенева, внук Ольги Васильевны Галаховой родился  7  февраля 1915 года в Орле, в доме на Садовой, 10 – теперь здесь размещается экспозиция музея писателей-орловцев. После революции ребенком был увезен в Париж..

 

В июне 1940 года студентом Оксфордского университета он вступил в армию генерала де Голя, в составе которой сражался на фронтах Второй мировой войны, был ранен, а в 1944 году награжден самой почетной военной наградой Франции – Бронзовым Крестом  Освобождения за то, что одним из первых ворвался в Париж при его освобождении.

 

В июне 1996 года в Елисейском дворце Н.В. Вырубов был возведен в ранг Командора Ордена Почетного Легиона и получил эту награду из рук президента Франции Жака Ширака.

 

Н.В. Вырубов посещал Орел; он являлся большим другом музея И.С. Тургенева: его дары пополняют музейную коллекцию.

[свернуть]
Андрей Ильич Курнаков

Андрей Ильич Курнако́в (1916-2010) – советский и российский живописец, педагог. Народный художник СССР, профессор, действительный член РАХ.

А. И. Курнаков родился 22 сентября (5 октября) 1916 года в Орле в рабочей семье. После окончания в 1937 году с отличием Орловского художественного училища работал в областной молодежной газете.

Участник Великой Отечественной войны. Боевой путь завершил в 1945 году у границы с Китаем.

После войны, в 1947-1949 годах учился в Московской студии повышения профессионального мастерства у живописца Б. В. Иогансона, в 1954 году окончил Харьковский художественный институт. Дипломная работа «Оружие нашли» демонстрировалась на Всесоюзной выставке в Москве.

С 1959 года преподавал на художественно-графическом факультете Орловского педагогического института, руководил кафедрой изобразительного искусства, с 1971 года профессор. Среди его учеников имеются известные художники, например, В. Г. Кубарев.

Жил и работал в Орле. Скончался 7 февраля 2010 года на 94-м году жизни. Отпевание А. И. Курнакова прошло 9 февраля в орловском храме Иконы Смоленской Божьей Матери. Гражданская панихида состоялась в главном корпусе Орловского государственного университета, где он долгие годы руководил художественно-графической кафедрой. Похоронен в Орле на Наугорском кладбище.

Творчество:

По праву считается одним из основоположников Орловской художественной школы. В своем творчестве Андрей Ильич следует лучшим традициям отечественной пейзажной живописи и искусства жанрового портрета. Особое место в его творчестве занимает уникальная духовная атмосфера Орловского края, давшего миру целую плеяду выдающихся деятелей искусства – Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, А. А. Фета, Л. Н. Андреева и многих других.

Курнаков создал целую галерею портретов своих современников, одиночных и групповых. Рабочие, крестьяне, творческие люди, ученые, врачи, губернаторы, депутаты… Настоящий портрет эпохи в лицах. Особой заслугой Курнакова является многолетний труд по созданию эпических полотен «Прорыв немецкой обороны у д. Малое Измайлово 12 июля 1943 года» и «Орловско-Кромское сражение», демонстрирующиеся в Военно-историческом музее города Орла, а также участие в создании Мемориального комплекса «Кривцовский мемориал».

Работы А. И. Курнакова входят в собрания Государственной Третьяковской галереи, Дирекции Художественного фонда РФ, фонда Министерства культуры РФ, Орловской областной художественной галереи, ведущих музеев мира, находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.

Награды и премии:

народный художник СССР (1987)

народный художник РСФСР (04 января 1978)

Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1974) – за серию портретов «Наши современники» (портреты Героя Социалистического Труда В. Я. Прибыльнова, хирурга В. И. Заикина, художника К. С. Андросова)

[свернуть]
Зайцев Борис Константинович

Зайцев Борис Константинович (1881 – 1972) – 

 прозаик.

Родился 29 января (10 февраля н.с.) в Орле в семье горного инженера. Детские годы прошли в селе Усты Калужской губернии “в атмосфере приволья и самого доброго к себе отношения со стороны родителей”. С этого времени он испытывает “колдовскую власть”, каковую всю жизнь радостно испытывает – власть книги.

В Калуге он заканчивает классическую гимназию и реальное училище. В 1898 “не без внушений любимого отца” выдерживает экзамены в Императорское техническое училище. Учится только год: его отчисляют за участие в студенческих волнениях. Едет в Петербург, поступает в Горный институт, но скоро его оставляет, возвращается в Москву и, снова успешно сдав экзамены, становится студентом юридического факультета университета, но, проучившись три года, бросает университет. Увлечение литературой становится делом всей жизни.

Свои первые литературные опыты Зайцев отдает на суд патриарха критики и публицистики Н. Михайловского, редактора журнала народничества “Русское богатство” и получает его благосклонное напутствие. В 1900 он встречается в Ялте с Чеховым, благоговейное отношение к которому сохраняет на всю жизнь. Чехов отметил талант молодого писателя. Леонид Андреев опубликовал в “Курьере” рассказ Зайцева “В дороге”, который возвестил; о рождении самобытного прозаика. В 1902 входит в московский литературный кружок “Среда”, объединявший Н. Телешова, В. Вересаева, И. Бунина, Л. Андреева, М. Горького и др.

Первые успешные публикации открывают Зайцеву дорогу в любые журналы. О нем заговорили, появились первые рецензии и очерки творчества. Главным достоинством его рассказов, повестей, романов, пьес была радость жизни, светлое оптимистическое начало его мировидения.

В 1906 его знакомство с Буниным переходит в близкую дружбу, которая сохранится до последних дней их жизней, хотя временами они ссорились, впрочем, очень быстро мирясь.

В Москве в 1912 образуется кооператив “Книгоиздательство писателей”, в которое входят Бунин и Зайцев, Телешов и Шмелев и др.; здесь в сборниках “Слово” Зайцев печатает такие значительные произведения, как “Голубая звезда”, “Мать и Катя”, “Путники”. Здесь же начинается публикация его первого собрания сочинений в семи томах.

В 1912 он женится, рождается дочь Наташа. Среди этих событий личной жизни он завершает работу над романом “Дальний край” и приступает к переводу “Божественной комедии” Данте.

Зайцев подолгу живет и работает в отцовском доме в Притыкино Тульской губернии. Здесь получает весть о начале первой мировой воины и повестку о мобилизации. Тридцатипятилетний писатель в 1916 становится курсантом военного училища в Москве, а в 1917 – офицером запаса пехотного полка. Воевать ему не пришлось – началась революция. Зайцев пытается найти в этом разрушающемся мире место для себя, что дается с большим трудом, многое возмущает, оказывается неприемлемым.

Участвует в работе Московской просветительской комиссии. Далее радостные события (публикации книг) сменяются трагическими: арестован и расстрелян сын жены (от первого брака), умирает отец. В 1921 его выбирают председателем Союза писателей, в этом же году деятели культуры вступают в комитет помощи голодающим, а через месяц их арестовывают и отвозят на Лубянку. Зайцева через несколько дней освобождают, он уезжает в Притыкино и возвращается весной 1922 в Москву, где заболевает тифом. После выздоровления решает с семьей ехать за границу для поправки здоровья. Благодаря содействию Луначарского получает визу и покидает Россию. Сначала живет в Берлине, много работает, затем в 1924 приезжает в Париж, встречается с Буниным, Куприным, Мережковским и навсегда остается в столице эмигрантского зарубежья. Зайцев до конца своих дней активно работает, много пишет, печатается. Осуществляет давно задуманное – пишет художественные биографии дорогих ему людей, писателей: “Жизнь Тургенева” (1932), “Жуковский” (1951), “Чехов”(1954).

В 1964 пишет последний свой рассказ “Река времен”, который даст название и последней его книге.

Зайцеву также принадлежат: автобиографическая тетралогия – “Путешествие Глеба” (1937), “Тишина” (1948), “Юность” (1950), “Древо жизни” (1953); сборники повестей: “Путники” (1921), и др.; несколько пьес; перевод на русский язык “Ада” Данте. Для произведений Зайцева, тонкого стилиста, характерны этическая проблематика, психологизм, печать религиозно-мистического мироощущения.

21 января 1972 в возрасте 91 года Зайцев скончался в Париже. Похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

[свернуть]
Новиков Иван Алексеевич

Новиков Иван Алексеевич (1877 – 1959) – писатель

Родился 1 (13) января 1877 года в семье помещика в деревне Ильково (ныне Мценский район Орловской области). Окончил Московский сельскохозяйственный институт (1901). Работал в Киевской агрономической лаборатории (1901-1903), затем секретарём Киевского общества сельского хозяйства, одновременно редактировал журнал «Земледелие» (1906-1909). С 1899 года занимался литературой, печатался в периодике. Первая книга вышла в 1904 году. В 1905-1910 годах несколько раз бывал в Западной Европе. Новиков выступал в столичных символистских журналах («Золотое руно»), считался одним из перспективных молодых прозаиков-модернистов. Известность Новикову принёс роман о молодёжи «Между двух зорь» (1915), написанный в реалистических традициях. В 1917 году переехал в Москву. В 1930-е годы обратился к жанру исторического романа. Большую популярность получили его романы «Пушкин в Михайловском» (1936) и «Пушкин на юге» (1943). Последний был написан в эвакуации в Каменске-Уральском. Гонорар от пушкинских вечеров, проведенных по «Пушкину на юге», был направлен на постройку боевого истребителя «Александр Пушкин»[1], который пилотировал будущий Герой Советского Союза Юрий Горохов, который сбил на этом истребителе 9 вражеских самолётов. Романы были высоко оценены лично И. В. Сталиным, защитившим Новикова от проработочной кампании в печати. Впоследствии Новиков переработал оба романа и объединил их под названием «Пушкин в изгнании», после чего дилогия переиздавалась неоднократно. Оценка «Пушкина в изгнании» неоднозначна: критика отмечала как меткие догадки из биографии поэта и психологически интересные эпизоды, так и шаблонность образов и «красивость» слога (А. Белинков, «Юрий Тынянов»). Пушкину посвящены также другие сочинения Новикова: произведения для детей, пьеса, киносценарий и либретто оперы. Председатель Пушкинской комиссии СП СССР. Осуществил стихотворный перевод «Слова о полку Игореве», «Задонщины», бурятского эпоса Аламжи-Мергэн (1935)[2], известной подделки чешского фольклора – «Краледворской рукописи». И. А. Новиков умер 10 января 1959 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

[свернуть]
Дышленко Георгий Васильевич

Дышленко Георгий Васильевич (1915-1994) – живописец.

Родился 28 декабря в селе Ирмино Донецкой области. Потом был переезд с родителями в село Ново-Деркуль Беловодский район Луганская область. С 1934 года по 1939 год учился в Харьковском художественном институте по мастерской батальной живописи под руководством П. И. Котова. С 1939 по 1941 год – служил в 275 Корпусном артиллерийском полку в разведдивизионе. Участник Великой Отечественной войны. Награждён орденом Красной Звезды и пятью боевыми медалями. В 1945 году приехал в Орёл. В 1956 году был принят в ВТОО «Союз художников России». Был председателем правления Орловской организацииСоюза художников 1957-1962; 1979-1983. в 1959-1981 году он работал старшим преподавателем, потом доцентом кафедры изобразительного искусства, впоследствии деканом художественно-графического факультета Орловского государственного педагогического института. В городе Орле есть улица им. Дышленко. Более 15 лет в Орле существует мемориальная мастерская имени Георгия Васильевича Дышленко. Расположена она на улице 7-го Ноября, дом 9. Там художник работал с 1971 года по 1994 год. Сейчас этой мастерской заведует его сын – Виктор.             Дышленко прежде всего известен как один авторов диорамы «Орловская битва», находящейся в Орловском областном краеведческом музее. Его высокопрофессиональная работа над диорамой стала возможна благодаря личным впечатлениям и мастерству художника. Георгий Васильевич участвовал в освобождении Орла и Орловской области, за что был награждён орденом Красной Звезды. Образование он получил в батальной мастерской профессора П. И. Котова в Харьковском художественном институте.  После организации художественно-графического факультета в Орловском государственном педагогическом институте Дышленко стал там преподавать. Коллеги в течение пяти лет избирали Георгия Васильевича деканом факультета. Дышленко несколько раз был председателем Орловской областной организации Союза художников, организовывал художественную жизнь города. Самые известные полотна – пейзаж «Окраина. Голуби», натюрморт «Орловский хлеб» (Орловский музей изобразительных искусств), серия пейзажей «По тургеневским местам» (музей-заповедник «Спасское-Лутовиново»).  В мастерской Дышленко осталось всё так, как при жизни художника. Удивительное место: картины, предметы для натюрмортов, мольберт, запах краски, тёплый свет из окна на закате обладают способностью вернуть посетителя к чему-то, о существовании чего была запрятано глубоко в подсознании.             Сами вещи в его натюрмортах – не новенькие, не гламурные, они обжиты и согреты теплом человеческих рук. Таковы все его натюрморты с цветами, например: «Тюльпаны на подоконнике», «Кактус цветёт» и другие.   Мемориальная мастерская не пустует, сюда приходят школьники, студенты, гости города, чтобы ознакомится с творчеством мастера. Экскурсии проводит сын художника – Виктор Дышленко, который является хранителем творческого наследия отца.            Тема Великой Отечественной войны – неувядающая. К ней постоянно обращаются российские художники разных поколений, выявляя в своих работах то основное, глубинное, что составляет суть советского характера, стремясь многогранно и всесторонне рассказать о событиях той поры, о подвиге советского человека.  Известно, что с первых дней войны ушли на фронт более шестисот художников. Орловский живописец Георгий Васильевич Дышленко один из тех, кто прошёл трудный путь солдата, находясь с первых дней войны и до победного её окончания на разных фронтах.  Он участвовал в боях под Смоленском, в разгроме немецко-фашистских войск под Москвой, освобождал города Орёл и Брянск, Венгрию Австрию, Чехословакию. Победу встретил под Москвой. Примечательно, что именно за мужество, проявленное при освобождении орловской земли, гвардии старший сержант Дышленко был удостоен ордена Красной Звезды. Тема Великой Отечественной войны, решаемая в разных аспектах и разных жанрах, занимает видное место в творчестве художника. Картина «На Орловско-Курском направлении», пейзажи «Орёл в первые дни освобождения», «Лицо войны», «Вестники войны», «Утро на Зуше» – во всех этих работах художник стремится отразить конкретные события. Путь в искусство, как правило, бывает долгим и тернистым. Так именно и было у Георгия Васильевича. Сначала яркие, на всю жизнь запомнившиеся впечатления детства: Украина, Новодеркульский конный завод, бескрайние степи, на которых паслись табуны лошадей. Быстро промчалось детство с романтикой ночных костров. В 1934 году он уже студент Харьковского художественного училища. На втором курсе Георгий Дышленко получил первую премию на конкурсе за эскиз «Т. Г. Шевченко в Петропаловской крепости». После окончания училища стал студентом Харьковского государственного художественного института. Однако учёба была прервана службой в армии, а через два года началась война. Демобилизовавшись, Г. В. Дышленко прочно связывает свою судьбу с коллективом орловских художников. Работа, учёба. В 1954 году закончил Харьковский государственный художественный институт (батальную мастерскую под руководством профессора П. И. Котова). Через год участвует в республиканской выставке в Москве картиной «Табунщики», потом – во Всесоюзной выставке, посвящённой 50-летию революции 1905 года экспонирует портрет частника революционных событий на Орловщине Т. П. Зыбина. В мужественно-героическом плане решает художник образ Зыбина. Он даёт обстоятельную характеристику этому человеку. В Нарышкинском уезде Зыбин принимал участие в крестьянских восстаниях, в распределении земель, конфискации помещичьих имений. Художник стремиться к предельному лаконизму изобразительных средств, отбирая только самое главное, благодаря чему ему удаётся создать яркий, запоминающийся характер человека нелёгкой судьбы. Портрет отличается простотой композиционного построения, написан в приглушённой красочной гамме, которая как нельзя лучше раскрывает героическое содержание образа.   В 1957 году Г. В. Дышленко создаёт одну из лучших своих картин «Вручение знамени ВЦИК 1-й Конной армии». М. И. Калинин, стоя на тачанке, вручает Красное знамя Первой Конной армии С. М. Будённого. Образы взволнованных кавалеристов, торжественно замерших в строю, командармы С. М. Будённый и К. Е. Ворошилов, привставшие на стременах и отдающие честь Председателю ВЦИК, тонко передают легендарное время. Творчество Г. В. Дышленко не ограничивается батальной темой. Он много работает над пейзажем, пишет портреты своих современников, жанровые картины. В произведениях, выполненных художником в 60-годы, «Парторг колхоза», «Орловские коневоды», «Поля убраны», в портретах животновода А. И. Ермакова и кукурузовода П. Е. Сапунова Георгий Васильевич стремится к отражению современности. Тема крестьянского труда, столь любимая художником, успешно продолжена им в жанре натюрморта, лучшим из которых можно считать «Орловский хлеб» (1974 год). Год 1960-й. Г. В. Дышленко вместе с участниками Великой Отечественной войны А. И. и Л. И. Курнаковыми создаёт для областного краеведческого музея диораму «Орловская битва». Эта же тема продолжена Георгием Васильевичем в картине «На Орловско-Курском направлении», где автор показывает один из эпизодов войны, когда произошёл перелом в битве на знаменитой дуге. Тут, конечно, использованы личные впечатления. Картина построена как крупнофигурная композиция. Основное внимание в ней уделено передаче психологического состояния персонажей. Драматизм, даже трагичность пронизывает работы художника «В первые дни освобождения», « Лицо войны» и другие. В них – потрясающая правдивость изображения, страстность, накал гражданских чувств. Годы войны научили художника ещё больше любить свою Родину, жизнь, всё светлое и прекрасное в ней. Отсюда понятна его любовь к пейзажной живописи. Спокойное-повествовательные полотна не только сюжетом, но и самим ритмом утверждают мир, гармонию человека и природы. Но орловская природа – это природа Тургенева. Появляется целая серия пейзажей, посвящённых Спасскому. Художник работает над ней на протяжении многих лет. «Осень в Спасском», «Беседка Рудина», «Савинский пруд», «Май в Спасском-Лутовиново», « Аллея в Спасском». Он умеет увидеть и показать непритязательную красоту, наполнить её цветом и светом. Вместе со всем советским народом, в едином строю с орловскими художниками – участник сражения Георгий Васильевич Дышленко. Творческую силу черпает он в родной земле, в её людях и природе.

Выставки:

о б л а с т н ы е – с 1946 г.;

м е ж о б л а с т н ы е: выставка произведений художников (1955-Воронеж) выставка произведений художников города Орла (1981-Москва-Ленинград); выставка «Художники земли Орловской», посвящённая 50-летию Орловской организации Союза художников (1962-Москва); выставка произведений орловских художников: Н. И. Гетман, Г. В. Дышленко, Ю. А. Козлёнков, В. Я. Романенко (1998-Рязань);

 

з о н а л ь н ы е:  «Край Чернозёмный» (1964-Воронеж; 1967-Тула; 1969-Курск; 1974-Орёл; 1980-Брянск; 1992-Воронеж);

р е с п у б л и к а н с к и е: 1955, 1957-Москва;

в с е с о ю з н ы е : выставка, посвящённая 50-летию Первой русской революции 1905 года (1955-Москва);

в с е р о с с и й с к и е:  выставка произведений художников-преподавателей педагогических учебных заведений (1979-Москва);

м е ж д у н а р о д н ы е: выставка по итогам Международного плэнера (1978-Разград, Болгария), выставка произведений художников города Орла, Луцка, Бреста (1982-Брест);

 з а р у б е ж н ы е: выставка произведений орловских художников (1976, 1983, 1989-Нокия-Финляндия;

п е р с о н а л ь н ы е: выставка живописных произведений Г. В. Дышленко (1965, 1990-Орёл; 1990-Спасское-Лутовиново-Орловская область; 2004-Орёл)

1978-Разград-Болгария; 1989-Оффенбах-на-Майне-Германия);

[свернуть]