Портреты И.А. Бунина и В.Н. Буниной в фонде N 14 музейного собрания ОГЛМТ. (Краткий обзор).

Портреты И.А. Бунина и В.Н. Буниной в фонде N 14 музейного собрания ОГЛМТ. (Краткий обзор).

Портреты И.А. Бунина и В.Н. Буниной в фонде N 14 музейного собрания ОГЛМТ. (Краткий обзор).  

                                                            Автор: Клочкова О.В. – хранитель фонда  

                                                           Изобразительных источников основного фонда ОГЛМТ

         В большом и интересном фонде И.А. Бунина есть несколько портретов писателя и его жены Веры Николаевны. Их можно видеть в экспозиции писателя. Остановимся подробно на каждом из них.

        В 1956 году орловские художники братья Курнаковы по заказу музея выполнили портрет И.А. Бунина. В работе над ним они пользовались изображениями многочисленных фотографий И.А. Бунина, которые уже тогда хранились в музее. Портрет поясной, ¾ вправо. Писатель сидит в кресле, держит книгу. Он одет в белую рубашку с темным галстуком, темный костюм. Зарегистрирован под N 584 оф.

   Следующими по времени поступления являются две работы художника Евгения Иосифовича Буковецкого, а так же 10 писем И.А. Бунина к нему,  закупленные у его вдовы Александры Митрофановны Буковецкой. Графический портрет И.А. Бунина 1900г. написан в Одессе. Писатель изображен погрудно, прямолично, одет в белую рубашку с галстуком-бабочкой, темный костюм. Зарегистрирован под N 1277 оф.

     Кисти Е.И. Буковецкого принадлежит и написанный с натуры живописный портрет В.Н. Буниной (погрудный, поворот головы ¾ вправо, в пальто и меховой шапочке), N 1279 оф. В своем письме в музей от 25.12.1959г. А.М. Буковецкая пишет: «Иван Алексеевич Бунин с Верой Николаевной проживали в квартире Евгения Иосифовича в Одессе, в 1919 году они уехали за границу. Этот портрет парный – художник написал и живописный портрет И.А. Бунина в 1918-19гг. Как стало известно из письма А.М. Буковецкой А.И. Понятовскому от 26.12.1959г. этот портрет закуплен у нее Киевским Государственным музеем Украинского искусства в 1946 году.

        Одновременно с портретами работы Е.И. Буковецкого у его вдовы музеем закуплен и портрет И.А. Бунина работы П.А. Нилуса. Он писан с натуры, когда Бунины в 1918-1919 годах жили в Одессе на даче. Писатель изображен в рост, прямолично, стоит у окна. Он одет в темно-синий костюм со светлым жилетом, рубашку с цветным темным галстуком. Правую руку держит в кармане, в левой сигара. Справа от него на стекле сидит бабочка. Портрет зарегистрирован по N 1278 оф.

          В июне 1962 года у художника Николая Лонгиновича Кащевского был закуплен портрет И.А. Бунина, написанный им. Переписка с художником велась с 1959 года. Н.Л. Кащевский долгие годы провел в эмиграции в Китае, во Франции, вернулся в 1950-е годы в СССР, где ему было разрешено проживать в Брянске. Вот весь текст его письма от 15.07.1959г.: «С Буниным Иваном Алексеевичем я встречался 2 раза в Париже. Первый раз на Литературном вечере в Сорбоне (орфография автора сохранена), там было много известных писателей русских и иностранных, среди которых выделялся И.А. Бунин. С тех пор я задумал написать его портрет. Спустя 4 года я встретился с ним случайно в парке и здесь мне удалось сделать рисунок с него в свой альбом. Рисунок ему понравился, но сказал: «Вы мне немного польстили», – т. Е. на рисунке он казался моложе. С тех пор я с ним не встречался. Портрет этот написан мною на основе этого рисунка. Привожу отзывы писателей об портрете, знавших Бунина лично.

  1. Телешов Николай Дмитриевич считает, что портрет очень похож и психологически верен.
  2. Воспитанница Чехова А.П. Грин-Федорова Любовь Ивановна, глядя на портрет, воскликнула: «Да это настоящий «Ванечка» – так называли Ивана Алексеевича в семье Чехова.
  3. Твардовский Александр Трифонович, в чьем собрании находится портрет, сказал, что «ему он очень нравится, так как в нем чувствуется творческий облик великого поэта».

      Ваш заказ охотно выполню для музея. Наиболее подходящим размером для портрета – 70х80. (Подшито в деле 1962г., рядом л. 145).  И еще одна цитата из письма Н.Л. Кащевского от 02.02.1962г.: «Если Вы еще интересуетесь портретом Бунина И.А., то он у меня готов и имеет отличную оценку худсовета» (л.д. 1453).  Из всего вышеизложенного следует вывод, что в ОГЛМТ хранится авторская копия, выполненная художником для музея.  Писатель изображен ¾ вправо, поясной. Руки скрещены на груди. Одет в темный костюм. Портрет зарегистрирован под N 2033 оф.

      В 1963 году от жены двоюродного племянника И.А. Бунина К.П. Пушешниковой в дар поступил портрет В.Н. Буниной, урожденной Муромцевой N 2363 оф.  Портретируемая изображена сидящей в саду, на скамье, руки на коленях. На плечах у нее цветная шаль. На втором плане слева и справа стволы деревьев. По учетным документам ОГЛМТ автор значится как «неустановленный художник». В левом нижнем углу на изображении имеется автограф художника, при визуальном сличении которого с автографом художника М.М. Зайцева (опубликованном в Википедии), можно предположить, что авторство портрета принадлежит ему. Эту версию подтверждает реставратор музея А.В. Авилов, который исследовал подпись на портрете 14.03.2019 года. Художник Матвей Маркович Зайцев (1880-1940гг.) был учеником В.А. Серова. Отсюда можно предположить, что в портрете В.Н. Буниной чувствуется влияние великого художника как в композиции, так и в цветовом решении – явно просматривается серовская «Девушка, освещенная солнцем».