«Виктор Дронников: судьба, освященная Россией. К 80-летию поэта»

«Виктор Дронников: судьба, освященная Россией. К 80-летию поэта»

Виктор Дронников: судьба, освященная Россией

К 80-летию поэта

 «И все-таки утверждение о том, что кого-то можно научить писать стихи, совершенно ошибочно. Одаренному человеку можно поставить слово, как певцу голос. Но это — только одаренному свыше искрой Божьей». Эти слова, предваряющие коллективный сборник стихов членов областного литературного объединения 2002-го года, принадлежат поэту Виктору Петровичу Дронникову и в полной мере относятся к их автору.

18 августа исполняется 80 лет со дня его рождения. Биография поэта свидетельствует о том, что он много учился «ставить слово», но еще больше примет того, что с колыбели был он одарен искрой Божьей. Строки, которые посвятил в очерке 1967 года поэту Вадиму Еремину в «Орловском комсомольце» («Серебряный шорох»), очевидно, написаны и о себе: «Но человек пишет стихи. Он обязательно их напишет. И они будут похожими на снег. У человека хороший учитель. Наверное, это большое счастье для ученика быть похожим на своего учителя. Но быть похожим вовсе не значит подражать. Снегу нельзя подражать, можно быть таким, как снег: чистым, удивленным, ранимым, возвышенным и нежным».

Родился Дронников в 1940 году в деревне Жилино Орловского района. Отец погиб на фронте — за этими четырьмя словами столько сыновьего горя! Оно жгло, требовало ответа, топилось в творчестве.

Портрет

 Гляну на фото отцовское в раме –

Общее есть в нас – в лице.

Все до мельчайшего помню о маме

И ничего — об отце.

Вянут цветы над могилой, не вянут?

Где эта даль?.. Далека…

Как единица учтен и помянут

В пыльном архиве полка.

Кто мне подробные черточки выдаст,

Как он ходил, говорил?

Вот он на фото – рубашка навыпуск,

А папиросы курил?

И никогда не узнать мне об этом.

Поздно, и нету концов.

Ладно о них, дорогих мне приметах,

Важен характер, лицо!

Станем когда-нибудь рядом с ним в раме.

Общее есть в нас – в лице!

Светлая-светлая память о маме,

Долгая мысль об отце.

 

В автобиографической заметке «О себе», предварявшей первую книгу поэта «Колыбель», Дронников писал: «Помню майский день. По пыльному Болховскому большаку возвращались с войны усталые солдаты. Вместе с ребятами я выбежал им навстречу. Было радостно и грустно. Я был уверен, что не прокараулю своего отца. Я не помнил его в лицо. Но я узнал бы его из тысячи. День просидел я у пыльного большака, глотая пыль. Отец не вернулся…»

Военная тема в творчестве Дронникова – это выражение душевных страданий тех, кто потерял самых близких: мужей, отцов, сыновей, братьев. Виктор Петрович Дронников посвятил десятки стихов тем, кто остался жив, но уже не может быть счастливым в полную силу, слишком велики утраты, невосполнимы потери. И еще его герои – солдаты-победители, которые глубоко спрятали воспоминания о пережитом на полях сражений.

 

В День Победы

Тридцать лет свои награды

Чистит, словно на парад,

Три войны прошедший кряду

Старый гвардии солдат.

Он сидит, как гвоздь застолья,

В окруженье сыновей.

Пьет за тех, кому не больно,

И за тех, кому больней.

Ах, как смерть его любила,

Три войны в обнимку шла,

Но ни разу не убила,

Только ногу отняла…

Если б даль того разрыва

Выветрить из сердца вон!

Что задумался, служивый,

Трижды победитель войн?

Ничего не отвечает,

Даже бровью не ведет,

Только головой качает,

Значит, скоро запоет.

Запоет он, как заплачет,

Все про полюшко, про то…

Будто в песне что-то спрячет,

Будто жизнь переиначит,

Будто похоронит что.

 

«Пьет за тех, кому не больно и за тех, кому больней» — оставшиеся в живых, по мысли Дронникова, испытывают боль, страдания, несут в себе память о погибших.

 

Завещание

Похороните, как на фронте

Своих друзей я хоронил.

Шинелью старою накройте,

Я сорок лет ее хранил.

Еще сказал он, умирая:

— В гробу протезы не нужны…

Прими его, земля родная,

Он, наконец, пришел с войны!

В том, что дети войны, вдовы, вернувшиеся с фронта солдаты хранят память о погибших, Дронников видит глубокий смысл: «Мы беспамятство осилим памятью любви».

Светлая память о маме расцвела сотнями поэтических строк в поэзии Дронникова.

 

Яблоня в снегу

Помню маму не солдатскую вдовою,

Буду помнить не больною и седой,

Помню маму молодою-молодою,

Так и буду ее помнить молодой.

Помню, помню, никогда не позабуду –

Мама косы резанула сгоряча.

Будто света стало меньше в ту минуту,

Будто солнце потеряло два луча.

Так и вижу маму гордую, прямою

И другой ее представить не могу.

И всегда она стоит передо мною,

Словно яблоня, цветущая в снегу.

 

Та же тема страданий живых по мертвым всколыхнет поэтическую душу Виктора Дронникова в 90-е годы, во время Чеченской войны.

 

Памяти всех погибших

русских солдат в Чечне

Плачет женщина, бессильно

Закусив губу –

Ей с войны вернули сына

В цинковом гробу.

Срезан был, как юный стебель,

Миною в Чечне.

И теперь пришел на «дембель»

В цинковой броне.

Плачет женщина бессильно

От беды большой.

— Дайте мне взглянуть на сына,

Может, он чужой…

Мать любая в смерть не верит –

Не увидев смерть.

Правда горя не умерит –

Дайте посмотреть…

Плачет женщина бессильно,

Горе спину гнет.

Кто единственного сына

Матери вернет?

 

И в эти же перестроечные годы он пишет пронзительные строки «Старый солдат», снова возвращаясь к судьбам переживших войну.

 

Старый солдат

Копошится в мусоре старик,

Леденеют старческие слезы.

Раньше было стыдно, но привык –

Шевелит костыликом отбросы.

Трудно стало доставать еду,

Ходит, как закованный в колодки.

Он недавно Красную Звезду

Поменял на две бутылки водки.

Посмеялась жизнь над стариком,

Над освободителем Европы.

Это он прикладом и штыком

Взламывал берлинские окопы…

 

Своим ровесникам, послевоенным мальчишкам, он посвятил такие строки:

 

Послевоенные года.

Невыразимые печали.

Я не забуду никогда,

Как нас мальчишек разлучали.

Чтоб сохранить среди живых,

Чтоб каждый был и сыт и вымыт,

Одних – в суворовцы, других –

В дома суровые для сирот.

Наш путь войною не отмечен.

Но посмотри со стороны –

Мы обнимаемся при встречах,

Так, словно мы пришли с войны.

 

И все же жизнь брала свое: сын погибшего солдата Виктор Дронников окончил в 1958 году вечернюю школу рабочей молодежи. Был подсобным рабочим, слесарем, сварщиком, сборщиком на заводах Орла. В 1961 году по путевке комсомола уехал на строительство железной дороги Москва – Владивосток. Потом работал в отделе писем газеты «Орловский комсомолец». Заочно учился в Московском литературном институте имени А.М.Горького, который окончил с отличием в 1970-м году и уже через три года был принят в Союз писателей СССР. В 1966 г., когда он ещё был студентом второго курса литинститута, вышла его первая книга стихов «Колыбель», через три года — новый сборник «Купол». В последующие годы он выпустил более 10 поэтических сборников, активно публиковался в столичных и местных журналах, антологиях, альманахах, газетах. С 2003 года был секретарем правления Союза писателей России. Дронников продолжительное время возглавлял областное литературное объединение, оказывал большую помощь начинающим поэтам.

Творческая и общественная деятельность поэта отмечена многочисленными наградами: орденом Дружбы (2001) и знаком «Общественное признание» (2001). Он лауреат Всероссийских литературных премий им.А.А.Фета (1995) и им.Ф.И.Тютчева (2002), премии «Золотое перо» (2004), юбилейной Пушкинской премии администрации Орловской области. Однотомник поэта «Путь невозвратный» выдвигался на соискание Государственной премии в области литературы за 1997 год и был признан лучшей поэтической книгой в номинации «Поэзия»( в тот год Госпремия не присуждена никому).

Приветствуя выход в свет второй книги Дронникова «Зеленый купол» Василий Катанов писал в статье-рецензии, опубликованной 23 декабря 1969 года в «Орловском комсомольце»: «Автор очень искренен и это подкупает с первых же строк. Ему претят громкие фразы, лобовое решение темы. Свое, только свое отыскивает он слово, и поставленное в строку, оно заставляет стих играть и светиться. Но эти поиски были бы безуспешны, не руководи ими чистая любовь к Родине, ко всему прекрасному на земле, политой кровью отцов». «Пейзаж Дронникова интересен, в нем чувствуется воздействие могучей лирики Тютчева и Бунина. Можно долго выписывать интересные места. Запоминаются и «зеленая колыбель», и «древний свет ромашек», и «разволнованные звезды», и «ветреные рассветы».

Уже в предисловии к книге Дронникова «Путь невозвратный» (1996 год) Владимир Соколов писал: «Дронников — русский поэт в самом светлом и благородном понимании этих слов. Он никакой не «традиционалист» или «новатор», он просто мастер, отвечающий перед Фетом и Буниным, он просто неподдельный поэт, один из немногих тончайших лириков России». Поэт ощущал родство с великими предшественниками. Творчество классиков, безусловно, вдохновляло Дронникова. Он тонко чувствовал не только поэзию, но и прозревал сущность личностей творцов.

Вот как Виктор Петрович написал о Блоке, явившемся ему однажды на лавочке городского парка, в одноименном стихотворении «Блок»:

 

А Блок – ни печален, ни весел,

Сидел, отстранен от всего.

Прекрасною Дамой грезил,

Которая возле него.

 

Цитаты из произведений любимых поэтов, реминисценции, посвящения им встречаются у Дронникова часто. Геннадий Попов был автором послесловия к первой посмертной книге Дронникова «Под знаком Орла», вышедшей в свет в 2009. Он писал: «Одни из последних строк в рукописях Виктора Дронникова (август 2008-го) даны с эпиграфом из стихотворения Ф.И. Тютчева: «Ангел мой, ты видишь ли меня?»

Смею утверждать, что и последнее обращение к творчеству глубоко чтимого поэтом Ф.И. Тютчева в цитируемом стихотворении «Бьют из облака горнии светы» обусловлено глубоким классическим единством их поэтики, перед которым оказалось бессильно время: почти полтора века земного бытия разделяло их рождение и уход в инобытие.

Эта первая посмертная книга избранных стихотворений Виктора Дронникова в полной мере позволяет говорить о последовательном присутствии в его творчестве именно «молитвенных» мотивов в гражданской, философской и любовной лирике, о восхождении поэта не только к вершинам поэтического слова, но и к высочайшему гражданскому мужеству, а порой и самоотречению во имя «моления» об Отчизне, к горнему свету духовного совершенства».

Молитвенный мотив слышится во многих поэтических строках Дронникова: «Вечернее», «Молитва», «Обращение».

Интереснейшее наследие Дронникова – публицистика времени работы в «Орловском комсомольце». Язык очерков Виктора Петровича – необычайно поэтичен, красив, своеобразен. Порой его проза – почти белый стих.

«А снег все сыплет и сыплет. И город весь погружен в его серебряный шорох. Человек останавливается. Прислушивается. Запрокидывает лицо и смотрит в снег. И снег прощально целует его в глаза, в губы. И тает».

 Герои очерков Дронникова – люди самых разных профессий: директор школы Арсений Петрович Старцев, молодая поэтесса-блокадница Тоня Позднякова, трактористка Валя Должикова, мать-одиночка Тамара. Перед читателями встают живые характеры, порой противоречивые, сильные. Знакомился с людьми Дронников в многочисленных командировках, которыми так богата журналистская жизнь. Ездил и далеко за пределы Орловщины. В составе концертно-литературной бригады побывал на пограничных заставах в Карелии и на Дальнем Востоке. Публицистика Дронникова ждет своего внимательно исследователя.

Дронников горячо откликался на происходящие события: он вместе с писателем Иваном Рыжовым и членом союза художников России Виктором Лупачевым со страниц «Орловской правды» (№51 от 20 марта 1993 года) выступает за установку памятника Ивану Алексеевичу Бунину в парке Дворянское гнездо и за сохранение самого мемориального места:

«… Разгорелась в эти дни в Орле борьба за место установления памятника Бунину, исполненного известным скульптором В.М. Клыковым. Клыков и мы, грешные, говорим: «На Дворянском гнезде». Соседство двух великих писателей никому не помешает. Наоборот. Нам отвечают: «Зачем коммуналки? Зачем нарушать тихое лирическое место, связанное с Тургеневым?» Но никто не говорит, не кричит криком, что оно давно уже нарушено и продолжает разрушаться. <…> усыхает постепенно этот бесценный изумительный уголок, не дай Бог, скоро исчезнет и совсем. Плакать будем потом?»

Анализируя собственное место в мире, Дронников рисует яркий образ связиста, с героическим трудом установившего связь между городом и деревней. Стихотворение «Связь»:

Вопрос о родине – вселенский!

Ну кто я родине такой?

Деревне я не деревенский

И городу не городской.

В селе о городе скучаю,

А в городе наоборот.

Я все больнее замечаю,

Как ток двойной во мне идет.

Как будто я в нейтральном поле

Лежу посредник двух держав,

Зубами рваный провод сжав,

И связь даю на грани боли.

 

В другом стихотворении поэт с горечью признается:

 

Речка высохла без ключей.

Сверлит травка асфальт упорно.

Кто теперь я земле и чей,

Потерявший родные корни?

 

Городской он или деревенский — здесь поэту трудно определиться. Одно для него очевидно — «Россия — русская земля, ты свет единственный в поэте! И я люблю твои поля, как, может быть, никто на свете».

Виктор Петрович Дронников умер 24 августа 2008 года, похоронен на Наугорском кладбище Орла. В день его 70-летия, в 2010 году, на могиле был открыт памятник поэту. А нерукотворный памятник — его стихи, живут в сердцах людей, продолжают волновать искренним словом поэта.

 

Ирина Самарина,

научный сотрудник Музея писателей-орловцев