Персонажи М.М. Пришвина глазами художника Е.М. Рачева.
Настя и лось
В лице художника Евгения Рачева Пришвин нашел настоящего единомышленника, способного воспринять и донести до читателя неторопливую и гармоничную связь человека с жизнью природы.
О себе и своей работе Евгений Рачев рассказывал: «Чтобы делать рисунки к сказкам о животных, конечно, надо хорошо знать природу. Для меня особенно интересно передать в рисунке характер животного – добродушный или жестокий, безобидный или хищный. Изучая облик зверя и его характер, неожиданно замечаешь, что кто-нибудь из зверей или птиц удивительно похож на того или иного человека, а человек – на зверя или птицу». Ту же мысль встречаем и у Пришвина: «Самое главное, чему я выучился,- это пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются», — говорил Михаил Пришвин. И еще: «Я пишу о природе, а сам только о человеке и думаю».
Из книги «Кладовая солнца»:
На самой середине палестинки не было клюквы. Тут выдался холмистой куртинкой частый осинник, и в нем стоял рогатый великан лось. Посмотреть на него с одной стороны — покажется, он похож на быка, посмотреть с другой — лошадь и лошадь: и стройное тело, и стройные ноги, сухие, и мурло с тонкими ноздрями. Но как выгнуто это мурло, какие глаза и какие рога! Смотришь и думаешь: а может быть, и нет ничего — ни быка, ни коня, а так складывается что-то большое, серое, в частом сером осиннике. Но как же складывается из осинника, если вот ясно видно, как толстые губы чудовища пришлепнулись к дереву и на нежной осинке остается узкая белая полоска: это чудовище так кормится. Да почти и на всех осинках виднеются такие загрызы. Нет, не видение в болоте эта громада. Но как понять, что на осиновой корочке и лепестках болотного трилистника может вырасти такое большое тело? Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?
Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползущую девочку, как на всякую ползущую тварь.
Ничего не видя, кроме клюквы, ползет и ползет Настя к большому черному пню, еле передвигая за собою большую корзину, вся мокрая и грязная, прежняя Золотая Курочка на высоких ногах.
На фото: Настя и лось. Иллюстрация Е.М. Рачева к книге М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Из коллекции ОГЛМТ.