Зав. читальным залом отдела фондов ОГЛМТ : Симеонова Светлана Дмитриевна.
В фондах Орловского Государственного литературного музея И.С. Тургенева в отделе Редкой книги хранится целый ряд изданий «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева. Одно из них — с предисловием поэта, переводчика, критика, литературоведа Льва Озерова и его дарственной надписью.
«Давний внимательный читатель и почитатель Тургенева, — пишет Л. Озеров, — я хочу сказать о долговременном и не проходящим с годами влиянии его магической речи на слог и – ещё шире – на стиль многих русских писателей».
Следует отметить, не только русских, но и несколько поколений литераторов разных стран, среди которых особо хотелось бы выделить представителей Болгарии и Сербии.
Остановимся на цикле И. Андрича «Ex Ponto», лиризм и автобиографичность которого невольно наводит на мысль о философских раздумьях И.С. Тургенева над основными вопросами бытия.
«Senilia» — итог жизни и творчества И.С. Тургенева, «Ex Ponto» — эскиз будущего творчества молодого писателя И. Андрича.
ИВО АНДРИЧ — югославский писатель и дипломат, лауреат Нобелевской премии в области литературы /1961 г., за роман «Мост на Дрине» — «На Дрини hуприjа»/.
Человек сложной и драматической судьбы, арестованный в июле 1914 г. за участие в национально-патриотической организации «Молодая Босния» и заключённый в австрийскую тюрьму, где им перечитывались произведения В. Гюго, Н.Чернышевского, П. Кропоткина, Г. Сенкевича и др. Тогда же рождались строки его поэтически-медитативной прозы, собранные в первых книгах «Ex Ponto» /1918 г./ и «Тревоги» /1920 г./, выразивших всю гамму его душевных и интеллектуальных исканий.
Название «Ex Ponto»(«Из моря») — перефраз «Epistolae ex Ponto» Овидия. Основная установка – удалённость от мира и людей, одиночество, тишина, которые переплавляются в боль, страх. Субъективная исповедь на почве универсального искусства, в котором узнаёшь и себя, и других, ощущаешь прошлое, настоящее и будущее.
Цикл «Стихотворений в прозе» («Senilia») великого русского писателя И.С. Тургенева сближает с лирико-медитативной прозой «Ex Ponto» Иво Андрича мотив смерти: для молодого Андрича – это реалии Первой мировой войны 1914-1918 гг., для маститого писателя Тургенева – русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Обе войны были походами против славянства, его независимости и суверенитета.
«Что же значат мои раны? Что значат мои страданья? Я не смею даже плакать. Но голова горит и душа замирает – и я, как преступник, прячу голову в постылые подушки». ( И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»: «Дрозд-II» ).
«Многолики скорби, которые настигают человека на этой земле, где более чувствительная душа сильнее рыдает, а тот, кто испытал хотя бы одну истинную скорбь в своей жизни, — мой брат и друг». ( И. Андрич. «Ex Ponto». I часть ).
«[…]нужно, чтобы жизнь не прекращалась, — собственная и чужая – все та же, всеобщая жизнь».
(И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»: «Два брата»).
«[…]Живите и боритесь, как умеете, молитесь Богу и любите всю природу, но более всего оставьте любви, внимания и сочувствия людям, своим несчастным братьям, чья жизнь – временный сноп света между двумя бескрайностями[…](И. Андрич. «Ex Ponto»: II часть).
«[…]Страшен ход истории: слишком тяжело бремя прошлого и веления будущего для этих узких плеч [..] ( И. Андрич. «Ex Ponto»: I часть).
Это первая робкая попытка перекинуть условный мост между произведениями двух замечательных писателей, живших и творивших в разное время, уловить определённую общность их мыслей, рассуждений и чаяний.