В № 3 за 1912 год опубликована статья Д.Н. Овсянико-Куликовского[1], посвящённая творчеству А.И. Герцена. Автор отмечает художественность натуры известного русского писателя, создавшего замечательные произведения: «Кто виноват?», «Сорока-воровка» и др. Но наибольший интерес, по мнению критика, представляет творение «Былое и думы»: «В «Былое и думы», — пишет Овсянико-Куликовский, — мы имеем именно материалы, целиком взятые из действительности, но отделанные и переделанные так, что «былое» выступает со всею яркостью художественного изображения, а «думы» блещут всею роскошью искрящегося, виртуозного и бойкого ума, — качествами, которые составили силу Герцена как публициста и памфлетиста»[2].
Художественное слово А.И. Герцена отличается поэтическим слогом, глубокой мыслью, оригинальностью и остроумием. Не случайно В.Г. Белинский считал его философом и мыслителем. Современники также вспоминали о том, каким прекрасным собеседником он был.
«При большом богатстве ума и чувства и при известной гармонии между ними, когда сила ума и чувства уравновешивают друг друга, из этого «сентиментального» типа выходят натуры необыкновенно цельные и в высокой степени обаятельные. Таков и был Герцен»[3], — заключает свою статью Д.Н. Овсянико-Куликовский.
Научн сотр. отдела фондов ОГЛМТ — С.Д. Симеонова
- Овсянико-Куликовский Д.Н./1853-1920/, русский литературовед, лингвист; автор книги «И.С. Тургенев». ↑
- Вестник Европы. СПб, 1912. № 3. Стр. 156-157. ↑
- Там же. Стр.159. ↑