«Черные маски» Н.И. Кофанова и Л.Н. Андреева.
Автор: Кузнецова Е.А. – научный сотрудник фондов.
Единая фондовая коллекция музея И.С. Тургенева поражает нас своим разнообразием и в ней есть очень интересные экспонаты, в том числе — работы известного советско-российского художника Николая Ильича Кофанова. Николай Ильич Кофанов иллюстратор, экслибрисист родился 22 мая 1943 года в деревне Осетрово Горьковской области. Учился он в Горьковском художественном училище на отделении живописи, в Ленинградском государственном университете на факультете филологии. В 1984 году стал членом Союза художников России. Изучив одним из первых в СССР технику шелкографии, с 1985 по 1990 год преподавал шелкографию на графическом факультете Академии художеств им. И.Е. Репина.
Его работы — это обложки и иллюстрации к любимым нами сборникам А.И. Куприна, А.И. Бунина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Андреева; это гравюры хорошо знакомых и немного таинственных видов Петербурга « Петербург Достоевского», «Литературные места Петербурга»; гравюры, которые знакомят нас с удивительной природой Сибири — «Сибирские мотивы»; а также цикл гравюр «Легенда о граде Китеже».
Хотелось бы сказать несколько слов о малоизвестной стороне творчества Н.И. Кофанова: это эскизы к костюмам пьесы Л.Н. Андреева «Чёрные маски», созданные художником в 1970 году. В коллекции ОГЛМТ таких десять эскизов, выполненных гуашью на картоне. Эти эскизы передала в фонд Л.Н. Андреева Людмила Николаевна Кен в 1996 году.
Н.И. Кофанов интересуется Леонидом Андреевым как родоначальником русского экспрессионизма. В 1994 году в сборнике работ Сыктывкарского университета Н.И. Кофановым было издано литературоведческое исследование «Цвет в произведениях Л. Андреева и в живописи экспрессионистов». Художник старается понять произведения писателя с позиции соединения цвета и света, эмоций и ярких красок, в которых передается двойственность человеческой натуры, борьба между светлым и темным началами в душе каждого человека.
Эскизы к костюмам пьесы «Черные маски» поражают яркостью своих красок с одной стороны, и передают зловещую атмосферу пьесы, с другой. Все маски мы видим глазами главного героя произведения — графа Лоренцо. Маски являются отражением его подсознания. То, что скрыто под маской остается для зрителя и для главного героя тайной.
Эскиз костюма донны Франчески (жены графа) — черный силуэт на красном фоне. Ее окружают языки пламени, она тоже в черной маске. Лоренцо сомневается в каждом и в ней в том числе. Персонаж в красной маске, подпоясанный черной змеей, изображен на черном фоне. Ни сразу Лоренцо узнал в нем свое сердце. Оно тоже объято пламенем.
Интересно посмотреть на костюм его шута Экко. Для данного костюма художник выбрал яркие тона. Экко единственный представлен без маски и один этот факт говорит нам о том, что главный герой доверяет шуту. Тот всегда говорит правду, иногда облекая ее в остроты и нелицеприятные замечания. Он верен графу и в начале действия пьесы, когда все пропитано светом и душа Лоренцо ликует и радуется, и в конце пьесы, когда все погружено во мрак и холод.
Н.И. Кофанов казалось смог проникнуть в замысел Л.Н. Андреева и показать в костюмах трагичность и отчаянье персонажей пьесы. «Черные маски» были написаны Л.Н. Андреевым в 1908 году. Это глубоко личное произведение Андреева вводит нас в мир скрытый от посторонних глаз, в мир его переживаний и страхов. Пьеса вызвала противоречивые отзывы современников писателя и оказалась многими не понята и не принята. Сам Л.Н. Андреев по этому поводу писал «Никогда не поймет меня тот, чья спокойно-комфортабельна душа, толстым здоровьем здорово ожирелое сердце, чей слух, обращенный к внешнему, никогда не обращался внутрь, никогда не слышал лязга сталкивающихся мечей, голосов безумия и боли, дикого шума той великой битвы, театром для которой издревле служит душа человека» .