Цикл публикаций «Герои и прототипы» (к 125-летию литературной деятельности Леонида Андреева)

Цикл публикаций «Герои и прототипы» (к 125-летию литературной деятельности Леонида Андреева)

«Баргамот и Гараська»

Рассказ «Баргамот и Гараська» впервые был опубликован в пасхальном номере газеты «Курьер» 5 апреля (№ 94) 1898 года.  Дату публикации Леонид Николаевич считал началом своей литературной деятельности.

«Баргамот и Гараська» растрогал и восхитил М. Горького, который сразу же после прочтения рассказа написал в Петербург редактору-издателю «Журнала для всех» В.С. Миролюбову: «<…> вот бы Вы поимели в виду этого Леонида! Хорошая у него душа, у черта!». От этого рассказа, по словам Алексея Максимовича, «повеяло крепким дуновением таланта».

После «Баргамота», во многом благодаря поддержке Горького, рекомендовавшего Андреева в лучшие столичные журналы молодой прозаик стремительно становится известным. Его имя произносили в первом ряду «новых реалистов», собравшихся вокруг «Знания» и организовавших свой московский кружок под названием «Среда». Сам Андреев напишет позже в дневнике, что «В три-четыре дня я поднялся на вершину славы».

Герои рассказа «Баргамот и Гараська» имели реальных прототипов. В частности, прототипом главного героя Бергамотова Ивана Акиндиныча стал унтер-офицер Ерофей Васильевич Лясковский (Лесковский), который жил в Орле по соседству с семьей Андреевых и был хорошо известен автору. Пушкари побаивались его, но и уважали, т.к. был он для них человеком «при власти», солидным и степенным.

«По своей внешности “Баргамот“, скорее напоминал мастодонта или вообще одного из тех милых, но погибших созданий, которые за недостатком помещения давно уже покинули землю, заполненную мозгляками-людишками. Высокий, толстый, сильный, громогласный Баргамот составлял на полицейском горизонте видную фигуру и давно, конечно, достиг бы известных степеней, если бы душа его, сдавленная толстыми стенами, не была погружена в богатырский сон» (Л. Андреев. «Баргамот и Гараська»).

Ерофей Васильевич Лясковский, как и главный герой рассказа, получивший прозвище «Баргамот», держал в страхе не только местных дебоширов, но и публику подостойнее. В рассказе Андреева «Меркулов» мы опять встречаемся с этим героем: «<…> И сам представитель законной власти, монументальный городовой Баргамот, величаво бездействовавший, стоявший, заложив руки, смотрел на Меркулова с снисходительным одобрением: после него Меркулов был самым сильным человеком на Пушкарной».