Р.В. Ермаков
Музей-заповедник
«Спасское-Лутовиново»
«Дворянские игры» в кругу родственников и друзей И.С. Тургенева
// Тургеневский ежегодник 2020 года/ Сост. И ред..- Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «ОРЛИК», 2020.- 420 с.
В России XVIII-XIX веков воспитание дворян имело огромное значение. Поскольку дворяне являлись высшим сословием, то и воспитанию их, а также образованию уделялось самое пристальное внимание. Основы воспитания дворян, заложенные ещё при Петре I, предусматривали, что достоинство дворянина напрямую зависит от его образования. Поскольку службу несли лица мужского пола, то и воспитанию мужскому уделялось больше внимания, чем женскому, ведь дворянин на службе представлял не только себя, но и весь свой род. Немаловажное значение в воспитании имели различные игры. В играх у детей развивалась выдержка, смекалка, ловкость и сообразительность.
Г.А. Евреинов в книге «Прошлое и настоящее русского дворянства» отмечает: «Детством у дворян считался период до 7 лет. Дворянину не подобало выражать свои эмоции, он должен был вести себя статно, смиренно, поэтому ребёнок до 7 лет и не считался полноценным носителем дворянского статуса. В маленьком дворянине воспитывали чувство долга не только перед своим Отечеством, но и перед своей семьёй».[1]
В семье Тургеневых, как известно, было три сына. Старший – Николай, средний – Иван и младший – Сергей. Поэтому значительное внимание уделялось их физическому воспитанию. Мальчиков готовили к военной службе: фехтование, танцы, плавание, гимнастика, охота, верховая езда. Как отмечает Б.В. Богданов, «В то время всерьёз считали, что храбрость можно воспитать, поэтому верховая езда была упражнением, направленным не столько на развитие каких-то физических качеств, а на развитие смелости».[2] Особое значение в воспитании будущих офицеров имели настольные военно-стратегические игры. И.С. Тургенев вспоминал: «Нас было трое братьев. Из них у меня и у старшего брата было воображение довольно сильное, у младшего меньше. У нас существовала, как сейчас помню, игра. Был целый архипелаг островов. Я даже помню имена. У каждого из нас было по острову. Я был королём на одном из них, на другом брат – великим герцогом и пр. Острова вели между собою войны. Происходили битвы, одерживались победы. Раз мне пришлось, помню, писать историю островов, и я написал вот такую толстую тетрадь. Когда я начал читать её братьям, то в тех местах, где я дополнял историю воображением, братья меня останавливали: “Нет, нет, не так!” Затем я должен был нанести эти острова на карту и до сих пор помню форму этих островов. После я не раз спрашивал брата, кто сочинил эту игру, этих королей и прочее. Он не знал. Сам я тоже не знал, кому это пришло в голову. Точно всё это с неба свалилось готовым, как предание, создалось помимо нашей воли».[3]
В книге Жюля Мурье «I.S. Tourguéneff a Spasskoyé» («И.С. Тургенев в Спасском») есть рисунок Сони Кольман, на котором изображено игровое поле. Под рисунком имеется надпись: «Jeu de dés ayant appartenu a Tourguéneff enfant» («Игра в кости, принадлежавшая маленькому Тургеневу»). Это игровое поле представляет собой квадрат, разделённый на сто клеток. В самом центре – большой квадрат, условно занимающий четыре клетки. Нумерация клеток начинается от левого верхнего угла поля и, проходя по периметру каждый ряд клеток, оканчивается в центре на 96-м номере. В центральном большом квадрате находится рисунок ротонды, в которой видны две человеческие фигуры. От крыши ротонды отходят лучи наподобие тех, что изображены на эмблеме «Всевидящее око», а наверху надпись: «Храмъ Щастiя». К сожалению, в книге не даётся описания и правил данной игры. Однако порядок расположения чисел на игровом поле, а также само название «игра в кости» даёт нам понять, что это разновидность, а возможно и прообраз старинной игры «Гусек».
Фрагмент страницы из книги Ж. Мурье.
Известно, что Франческо I Медичи, герцог Тосканы, подарил игру в гуся Филиппу II, королю Испании, в 1576 году. Однако по преданию, игра появилась намного раньше, в основе её лежал тайный путеводитель по пути святого Иакова, созданный тамплиерами. Считается, что гусиная лапка, символ связанный с Нептуном, является одним из знаков тамплиеров и служит основой их тайнописи, а повторённый четырежды образует крест ордена. По одной из версий, такой крест тамплиеры взяли из культа кельтов, раздвоенные лучи послужили поводом назвать этот знак «Лапчатый крест», именно у кельтов это знак был заключен в окружность.[4]
В 1991 году на площади возле церкви Святого Иакова в Логроньо на мостовой было выложено поле для игры в гуся (Juego de la Oca). Игра в гусек была очень популярна в Европе. Существует множество вариантов полей для неё, напечатанных в Испании, Франции, Нидерландах, Германии, Италии.[5]
Эту игру знали и в семье Жорж Санд. В.Д. Комарова (Вл. Каренин) в докладе «Тургенев и Жорж Санд», говоря о досуге писательницы, отметила: «А вечером все собирались “вокруг круглого стола” в гостиной <…>, и тут-то наступало лучшее время дня в Ногане. То читали вслух какое-нибудь только что оконченное сочинение Ж.Санд или её сына или привезённую кем-либо из Парижа литературную новинку <…> рисовали, клеили декорации, шили костюмы для марионеточного или большого ноганского театра, играли в гусек, в домино, в шахматы».[6]
Обычно в игре «Гусек» 63 клетки. Игроки бросают кости и проходят число клеток, которое соответствует выпавшему числу на двух кубиках. Цель игры – достичь конца пути. Клетки с различными рисунками обозначают, что должен сделать игрок, если его фишка оказалась на данном номере. Например, клетки с изображением костей 26 и 53 символизируют удачу: на них можно попасть, выбросив на первом же ходу 6 и 3 или 4 и 5, а попав на клетку с изображением моста – 6, можно перейти сразу на двенадцатую, таверна – 19 означает пропуск хода и т.д.
В «тургеневской» игре также имеются клетки с различными рисунками и надписями. В клетке под номером 37 изображена пушка, в клетке 44 – мужчина возле стула, в 51 – рыба, а в 55 – женщина. В ячейках под номерами 85, 88, 91 и 94 имеются надписи, но разобрать их пока не удалось. Характерно, что клетки 37, 44, 51 и 55, а также 85, 88, 91 и 94 вкупе образуют как бы равносторонние кресты, а в центре поля находится храм, куда должны прийти игроки, бросая поочерёдно кости. Исходя из этого, можно предположить, что тургеневская игра ближе к первоисточнику, т.е. к «тамплиеровскому» варианту. Благодаря рисунку Сони Кольман, а также тому, что Жюль Мурье разместил его в своей книге, мы знаем одну из игр, которая была у писателя в детстве.
К 16 годам заканчивалось обучение дворянских детей в России. За рубежом этот срок увеличивался до 18-20 лет. Однако игры продолжали составлять неотъемлемую часть досуга. Самой распространённой игрой была карточная.
В XIX веке карточная игра являлась характерной чертой повседневного житейского уклада, общепринятой нормой поведения, проигнорировать которую означало показать себя не с лучшей стороны. Умение играть в карточные игры, особенно в те, где игра шла на деньги, сделалось правилом хорошего тона, своеобразной культурной традицией. П.А. Вяземский, будучи страстным игроком и в молодости проигравшим большую часть своего состояния, вспоминал: «Страстные игроки были везде и всегда. Драматические писатели выводили на сцене эту страсть со всеми её пагубными последствиями <…> Карточная игра в России есть часто оселок и мерило нравственного достоинства человека. <…> Нигде карты не вошли в такое употребление, как у нас: в русской жизни карты – одна из непреложных и неизбежных стихий».[7] Карточная игра, безусловно, отразилась в сочинениях русских классиков XIX века, среди которых А.С. Пушкин «Пиковая Дама», Л.Н. Толстой «Два гусара» и, конечно, во многих произведениях И.С. Тургенева: «Дворянское гнездо», «История лейтенанта Ергунова», «Вешние воды», «Стук…стук…стук!..» и др. Но сам И.С. Тургенев не только не зарекомендовал себя как азартный игрок, а напротив, своих знакомых и приятелей предостерегал от карточных игр. Однажды П.В. Анненков, не будучи карточным игроком, сообщил Тургеневу, что проиграл 30 рублей серебром. В ответ адресат пристыдил его: «Это совершенно неприлично».[8] Известно, что Н.А. Некрасов страстно любил карточную игру. Как-то он проиграл крупную сумму. В. П. Боткин рассказал об этом в письме к Тургеневу. «А плохие ты мне даёшь вести о Некрасове, – отвечал писатель, – Этого (в таких размерах) я, признаюсь, не ожидал <…>жаль мне очень его, для него же самого».[9] И.С. Тургенев радовался за своего знакомого А.В. Топорова, который предпочёл карточной игре занятие геологией: «Это, однако, хорошо, что Вы начали слушать курс геологии, а то как-то жалко видеть, что такая светлая голова, какова Ваша, никакого другого занятия, кроме мушки, найти себе не может».[10]
Пожалуй, свой единственный опыт крупной карточной игры писатель изобразил в автобиографическом рассказе «Пожар на море»: «Не знаю, как это случилось, но через десять минут я уже сидел за игорным столом, с руками, полными карт, имея обеспеченную долю в игре, – и играл, играл отчаянно».[11]
Играли в карты, как правило, за четырёхугольным столом, покрытым зелёным сукном. Такие столы называли ломберными. Возле каждого игрока лежали мел и щёточка. Мелком на зелёном сукне делались расчёты, записывали ставки, ненужные записи стирали щёточкой. В экспозиции музея-заповедника «Спасское Лутовиново» имеются три ломберных стола, один из которых принадлежал И.С. Тургеневу. Это стол с раскладной поворачивающейся крышкой, которая состоит из двух створок, выполненных из массива красного дерева. В коробке подстолья имеется внутри ёмкость под крышкой и брусок с болтом, являющимся приспособлением для поворота крышки. Стол был изготовлен в России в средине XIX века.[12]
Наиболее популярные карточные игры, упоминаемые И.С. Тургеневым в различных произведениях, это вист, пикет, стуколка, преферанс, ералаш. В рассказе «Конец», автор, говоря о своём приятеле-соседе, отметил: «Он часто бывал у меня, так как у нас с ним была одна общая страсть: игра в карты. Не крупная игра, но вист по маленькой, с горькими сетованиями на судьбу, когда не везло, с клятвами, не касаться более карт и пр. …а назавтра начинали всё сначала».[13] Игра пикет упоминается, в частности, в «Дворянском гнезде». В одной из сцен, главный герой Фёдор Лаврецкий застаёт Марью Дмитриевну, играющую в пикет с Паншиным. «Лаврецкий подсел к ней и стал глядеть ей в карты. – Вы разве умеете в пикет? – спросила она его с какой-то скрытой досадой и тут же объявила, что разнеслась <…> Можно видеть Марфу Тимофеевну? – спросил он <…> – Я думаю, можно. Она у себя, наверху, – отвечала Марья Дмитриевна, – осведомитесь. Лаврецкий отправился наверх. И Марфу Тимофеевну он застал за картами: она играла в дурачки с Настасьей Карповной».[14] Следует отметить, что в «Дворянском гнезде» эпизодов с карточными играми больше, чем в других произведениях И.С. Тургенева. Не меньшей популярностью пользовалась игра стуколка. О ней И.С. Тургенев упоминает в романе «Новь», а также в подготовительных материалах к этому роману. «– У нас, Алексей Дмитрич, – сказал Сипягин Нежданову, – такая скверная привычка: по вечерам мы играем в карты, да ещё в запрещённую игру – в стуколку… представьте!».[15] Одной из распространившихся в России в середине XIX века была игра преферанс. Этой игрой заняты персонажи из романов «Новь» и «Дворянское гнездо»: «А между тем внизу, в гостиной шёл преферанс; Марья Дмитриевна выиграла и была в духе».[16] Позднее появилась другая карточная игра, которая похожа на вист. Она называется ералаш. Эта игра была также популярна, особенно в высших слоях общества XIX века. В ералаше можно продумывать серьезные ходы и строить занимательные комбинации. Идеальным вариантом считается участие четырёх игроков, однако можно играть втроём или даже вдвоём, как это происходит в романе «Отцы и дети». Василий Иванович, заочно знакомя Евгения с отцом Алексеем, заметил: «Он и в карточки не прочь поиграть…»[17], на что Базаров ответил: «Что же? Мы после обеда засядем в ералаш, и я его обыграю».[18] В дальнейшем читатель узнаёт, как отец Алексей «сел за зелёный стол с умеренным изъявлением удовольствия и кончил тем, что обыграл Базарова на два рубля пятьдесят копеек ассигнациями».[19]
Одной из увлекательных игр, придуманной самим писателем, была «игра в портреты». В журнале «Нива» (№ 40 за 1884 год) помещены «Наброски характерных голов И.С. Тургенева». Они были предоставлены другом писателя немецким художником и критиком Людвигом Пичем. «Пич рассказывает, что нередким развлечением гостей в салоне Виардо, кроме музыки, было так называемое: делание голов – faire des têtes. Тургенев принимал в этом занятии деятельное участие и обладал вполне своеобразным талантом, которым он, – как и своей шахматной игрою, – гордился кажется более, нежели своими литературными произведениями; он рисовал фантастические мужские головы в профиль, и эти профили часто поражали присутствующих своей жизненной правдой и прямо и метко определяли известный тип».[20]
Андре Мазон в статье «Тургенев и Полина Виардо – участники “Игры в портреты”» отмечает: «Начало увлечения “Игрой в портреты” относится к сентябрю-октябрю 1856г., ко времени пребывания в расположенном близ Парижа имении Виардо – Куртавнеле. Он (Тургенев. – Р.Е.) рассказывает об этом в письме к Боткину от 25 октября/6 ноября 1856 г., и то, что он пишет, вполне оправдывает интерес, который, век спустя, вызывают в нас наброски, принадлежащие небольшому обществу, собиравшемуся по вечерам в куртавнельском поместье».[21]
Фрагмент страницы из журнала «Нива» №40, 1884г.
Каждый из присутствующих должен был написать характеристику портрета так, чтобы другой об этом не знал, а потом игроки зачитывали написанное. Это не всегда совпадало с характером, задуманным и изображённым писателем. Например, под одним из портретов, приведённом в журнале «Нива», у Тургенева – парикмахер или хорист, а другие игроки определили ту же личность как чиновника и мелкого торговца.
Как отметил А.Н. Дубовиков в публикации «Ещё об “игре в портреты”», «Вся эта разнокалиберная и разношёрстная человеческая масса показана не бесстрастным пером – авторы рисуют своих «героев» то с почтительным уважением или душевным сочувствием, то с явным осуждением или с нескрываемой издёвкой; одни персонажи вызывают у них добродушную усмешку, другие – резкую иронию, третьи – беспощадную ненависть и презрение». [22]
Пожалуй, самой любимой игрой И.С. Тургенева были шахматы. Этой теме посвящена работа И.М. Линдера «И.С. Тургенев и шахматы»[23]. В экспозиции музея-заповедника «Спасское-Лутовиново» находится шахматный столик, принадлежавший писателю, за которым он играл с Н.А. Некрасовым, Л.Н. Толстым, Я.П. Полонским.
Весьма распространённым в ту пору, собственно, как и в наше время был бильярд. Практически в каждом дворянском доме имелся бильярдный стол, покрытый зелёным сукном. Примечательно, что игра изначально была на открытом воздухе, это связано с игрой в крокет. Данная теория подтверждается ранними иллюстрациями. С газона игра перешла в помещения и для удобства поднялась на высоту стола. Как память о газоне столы покрываются зелёным сукном.[24]
В Спасском-Лутовинове в «Библиотечной» находится бильярдный стол, принадлежавший Тургеневу. По словам Я.П. Полонского «Иван Сергеевич играл на биллиарде ни хорошо, ни худо, так, как по большей части играют люди, для которых биллиард не составляет профессии. У нас с ним шансы были равные; но когда играл Тургенев, он, как человек впечатлительный, всею душою предавался игре – приходил в комическое отчаяние от неудачи, не скрывал досады, видя успех противника, и никогда не играл молча или серьезно, как настоящий патентованный игрок. Проигравши партию, он тотчас же собирался мстить, жестоко мстить, и если выигрывал следующую партию – торжествовал».[25] Зато мать И.С. Тургенева умела хорошо играть и зачастую обыгрывала своих взрослых сыновей. Бильярд был очень распространён в офицерской среде. В рассказе «Лебедянь», описывая отставного поручика Виктора Хлопакова, И.С. Тургенев отметил: «… а играя на биллиарде, поднимает правую ногу выше головы и, прицеливаясь, неистово ёрзает кием по руке, – ну, да ведь до таких достоинств не всякий охотник».[26]
Одной из увлекательных игр, похожей на современный боулинг, была игра в кегли. Игра заключается в сбивании расставленных в определённом порядке фигур шарами, пускаемых руками по деревянному настилу.[27] Об этой игре И.С. Тургенев упоминает в повести «Ася»: «За городской стеною находился маленький сад с навесом для кеглей и столами для любителей пива. Я вошёл туда. Несколько уже пожилых немцев играли в кегли; со стуком катались деревянные шары, изредка раздавались одобрительные восклицания».[28] О том же в повести «Вешние воды»: «Наконец г-н Клюбер вернулся, объявил, что через полчаса обед будет готов, и предложил до тех пор поиграть в кегли, прибавив, что это очень хорошо для аппетита, хе-хе-хе! В кегли он играл мастерски; бросая шар, принимал удивительно молодцеватые позы, щегольски играл мускулами, щегольски взмахивал и потрясал ногою».[29]
В мае 1855 года в Спасское-Лутовиново к Тургеневу приехали его друзья В.П. Боткин, А.В. Дружинин, Д.В. Григорович. Тургенев всячески развлекал своих гостей различными играми. Все вместе весело проводили время: устраивали домашний театр, играли в биллиард и кегли, о чём писатель сообщал в письмах к Н.А. Некрасову и П.В. Анненкову.[30]
Перечитывая произведения И.С. Тургенева, а также его эпистолярное наследие, воспоминания, мы проникаемся атмосферой дворянских гнёзд, где неотъемлемой составляющей оказываются игры.
[1] Евреинов Г.А. Прошлое и настоящее русского дворянства. СПб., 1898. С. 113.
[2] Богданов Б.В. «Когда вы будете в Спасском». Тула, 1993.
[3] Садовников Д.Н. Встречи с И.С. Тургеневым: «Пятницы» у поэта Я.П. Полонского в 1879 году//Русское прошлое. 1923. № 3. С.118
[4] Электронный ресурс: https://idealmira.ru/amulety/amulet-krest-tamplierov/ (дата обращения 28.05.2020)
[5] Электронный ресурс: http://vamosasantiago.net/index.php/ru/juego-de-la-oca-ru (дата обращения 26.09.2019)
[6] Тургеневский сборник / Под ред. А.Ф. Кони. Пг., 1921. С.107-108.
[7] Вяземский П.А. Старая записная книжка. М.: Захаров, 2000. С. 42-43.
[8] Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Т.2. М., 1987. С. 297. В дальнейшем произведения И.С. Тургенева цитируются по этому изданию сокращенно, с указанием серии, тома и страницы.
[9] ПСС и П. (Письма). Т. 3. С. 107.
[10] ПСС и П. (Письма). Т.13. С.199.
[11] ПСС И П. (Соч.). Т. 11. С. 299-300.
[12] Фонды ГМЗСЛ. Инвентарная книга Дм-1 № 1-№ 61.
[13] ПСС и П. (Соч.). Т. 11. С. 273.
[14] ПСС и П. (Соч.). Т. 6. С. 93-94.
[15] ПСС и П. (Соч.). Т. 9. С. 175.
[16] ПСС и П. (Соч.). Т. 6. С. 129.
[17] ПСС и П., (соч.). Т.7. С. 124.
[18] Там же.
[19] Там же. С.125.
[20] Ж-л. «Нива». № 40., 1884. С. 956.
[21] Мазон А. Тургенев и Полина Виардо участники «Игры в портреты». Лит. наследство. Т.73, кн.1. С. 428.
[22] Литературное наследство. Т. 73, кн. 1. С. 441.
[23] Электронный ресурс: http://library.turgenev.ru/wpcontent/uploads/2019/11/Linder_Turgenev_i_shakhmaty.pdf (дата обращения 23.01.2020).
[24] Электронный ресурс: https://www.liveinternet.ru/users/3324853/post208142620/ (дата обращения 04.05.2020).
[25] Полонский Я.П. Проза. М.: «Советская Россия», 1988. С. 467.
[26] ПСС и П. Т.3. С.175.
[27] Электронный ресурс: https://ru.wiktionary.org/wiki/кегли/ (дата обращения 04.05.2020).
[28] ПСС и П. Т. 5. С.185.
[29] ПСС и П. Т. 8. С. 283.
[30] ПСС и П. Т. 3. С. 24, 26, 28.